РУБРИКАТОР

Искусство зарубежных стран XX века

Живопись

Экспрессионизм

Художественное направление экспрессионизм (от лат. expressio – «выражение»), получившее распространение в первые десятилетия XX в. преимущественно в Германии и Австрии, явилось реакцией на кризис цивилизации, в том числе на Первую мировую войну. Художники-экспрессионисты следовали принципу: выражение должно преобладать над изображением, и стремились к прямому эмоциональному воздействию на зрителя. Образцом для экспрессионистов служило творчество средневековых немецких художников (ил. 64), искусство народов Африки, картины Эль Греко (ил. 65), Ван Гога (ил. 66), норвежского живописца Эдварда Мунка (ил. 67).

В 1905 г. четверо студентов-архитекторов Технической школы Дрездена Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуфф, Фриц Блейль, Эрих Хеккель создали объединение «Мост» (нем. Brücke) (ил. 68). Позже к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, голландец Кес ван Донген и другие художники. Вслед за фовистами они отказались от использования светотени и линейной перспективы, упрощали форму (ил. 69), деформировали изображение (ил. 70). Цвет для экспрессионистов стал одним из важнейших выразительных средств (ил. 71).

Идеологом группы «Мост» (ил. 72) и автором ее программы (ил. 73) был Эрнст Людвиг Кирхнер (1880–1938 гг.) (ил. 74). В ранний период художника занимало изображение цирков и варьете (ил. 75). Затем в его живописи появилась новая тема: жизнь большого города (ил. 76, ил. 77, ил. 78).

В 1913 г. Кирхнер написал «Хронику художественной группы “Мост”» (ил. 79), которая послужила формальной причиной ее распада.

Кирхнер участвовал в Первой мировой войне (ил. 80). Пережитое так сильно травмировало душу художника, что он попал в психиатрическую клинику.

С приходом Гитлера к власти экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством» (ил. 81). В 1937 г. фашистское правительство конфисковало более шестисот работ Кирхнера, многие из которых были уничтожены. Художник тяжело переживал это и в 1938 г. покончил с собой.

Другой видной фигурой группы «Мост» был Эмиль Нольде (настоящая фамилия – Ханзен) (1867–1956 гг.) (ил. 82). Он родился в деревне Нольде на севере Германии, отсюда такой псевдоним.

Нольде много занимался религиозной живописью и графикой (ил. 83). Он, в частности, создал полиптих из девяти картин «Жизнь Христа» (ил. 84, ил. 85), вызывавший недовольство церковников.

Нольде писал пейзажи, в которых природные стихии – земля, вода, небо – словно сталкиваются друг с другом (ил. 86), натюрморты из масок (ил. 87). В 1913–1914 гг. художник совершил путешествие по странам Дальнего Востока и островам Океании, которое обогатило его новыми впечатлениями (ил. 88).

В 1927 г. Нольде поселился в деревушке Зеебюле (вблизи родного Нольде), где построил просторный дом с мастерской (ил. 89). Там в годы нацизма художник, которому запретили работать, тайком писал небольшие акварели (ил. 90), которые впоследствии назвал «ненаписанными картинами».

Крупнейшей фигурой австрийского экспрессионизма считается Оскар Кокошка (1886–1980 гг.) (ил. 91). Его отец был чехом, мать – австрийкой. Кокошка учился в Венской школе искусств и ремесел, где среди его преподавателей был Г. Климт. Оскар участвовал в Первой мировой войне, был ранен (пуля попала в голову, а пика пробила легкое), пережил плен (дома его считали погибшим) и признан врачами психически нездоровым.

До войны Кокошка увлекался главным образом портретной живописью (ил. 92, ил. 93). Одну из самых известных картин тех лет, «Невеста ветра» (ил. 94), он посвятил своей возлюбленной Альме Малер (ил. 95).  

В 1920-е гг. излюбленным жанром художника становится пейзаж (ил. 96, ил. 97). Для живописи Кокошки характерны пастозные, нервные мазки и изломанные линии.

В годы Второй мировой войны, которые Кокошка провел в Англии, в его творчестве появились новые темы и сюжеты (ил. 98, ил. 99).

В 1967 г. в Берлине был открыт Музей группы «Мост» (ил. 100, ил. 101), в котором собрана самая богатая коллекция живописи экспрессионистов.