РУБРИКАТОР

Искусство Средневековой Руси

Архитектура

Зодчество XVI–XVII веков

В 1530 г. по случаю рождения долгожданного наследника престола, будущего царя Ивана Грозного, в Коломенском был заложена церковь Вознесения (ил. 112). Впервые в русском каменном зодчестве храм был увенчан шатром (ил. 113). Устремленная ввысь церковь Вознесения (ил. 114) словно пытается оправдать свое название. Храм окружает открытая галерея (гульбище) (ил. 115). На восточной стороне галереи, обращенной к реке, находится царское место в виде резного белокаменного трона (ил. 116).

После завоевания Казани Иван Грозный велел построить на Красной площади в честь победы собор (ил. 117). Руководившие работами русские зодчие Барма и Постник создали композицию из восьми купольных храмов, окружающих девятый, шатровый (ил. 118), освященный в честь праздника Покрова Богородицы. Со временем за собором закрепилось название Василия Блаженного по имени популярного московского юродивого, похороненного рядом (ил. 119). Храм получил необыкновенно пышное убранство (ил. 120).

В XVII в. русские строители охотно украшали здания декоративными деталями, росписями, изразцами. «Дивное узорочье» – так современники определили характер новых веяний в архитектуре. В 1630-е гг. в Московском Кремле для царя Михаила Федоровича был построен Теремной дворец (ил. 121). Его окна украшают белокаменные резные наличники (ил. 122), по фасаду тянется пояс из цветных изразцов (ил. 123).

В те же годы в Москве, в Китай-городе, по заказу богатого купца Григория Никитникова была построена церковь Троицы (ил. 124). Несмотря на небольшие размеры, она представляет собой целый архитектурный комплекс: храм с двумя приделами, колокольня, трапезная и крытая галерея с нарядным крыльцом. Окна обрамляют резные наличники, в стены вделаны изразцы, кровлю венчают ярусы кокошников (ил. 125).

В XVII в. в русской архитектуре широкое распространение получили изразцы (ил. 126). Они, в частности, украсили церковь Иоанна Златоуста в Ярославле (ил. 127, ил. 128) и собор Новоиерусалимского монастыря под Москвой (ил. 129, ил. 130). Но самый богатый изразцовый декор получил Крутицкий теремок в Москве (ил. 131, ил. 132).

В конце XVII в. по заказу царских родственников бояр Нарышкиных в Москве и ее окрестностях было построено несколько похожих по архитектуре храмов, самый известный из которых – церковь Покрова в Филях (ил. 133, ил. 134). Ее здание имеет башнеобразную форму и богатое убранство: по углам стоят колонны, окна обрамляют нарядные наличники, кровлю венчают каменные «гребешки», похожие на кружево (ил. 135). В русской архитектуре стиль храмов, подобных церкви Покрова в Филях, получил название «нарышкинское» или «московское барокко».