РУБРИКАТОР

Искусство западной Европы первой половины XIX века

Искусство Англии первой половины XIX века

В первой половине XIX в. английское искусство вступило в эпоху романтизма. Ярким его представителем был художник и поэт Уильям Блейк (1757–1827 гг.) (ил. 1). Он родился в Лондоне в семье лавочника. В 1778 г. Блейк поступил в Королевскую академию художеств, где бунтовал против существовавшей системы обучения.

В раннем возрасте Блейк начал писать стихи. В 1789 г. он выпустил поэтический сборник «Песни неведения» с собственными иллюстрациями (ил. 2). С тех пор Блейк стал иллюстрировать книги, как свои, так и других авторов. В книжных иллюстрациях Блейка текст и рисунок органически связаны между собой и заполняют все пространство листа (ил. 3), как это делалось в средневековых рукописных книгах.

Большое влияние на Блейка оказала Библия, которая на всю жизнь стала главным источником его вдохновения (ил. 4, ил. 5). В возрасте 65 лет художник взялся за иллюстрирование «Книги Иова» (ил. 6, ил. 7, ил. 8). Вслед за ней Блейк приступил к иллюстрированию «Божественной комедии» Данте (ил. 9, ил. 10, ил. 11), однако смерть помешала ему закончить работу.

Блейк умер в Лондоне и там же был похоронен, но со временем его могила затерялась (ил. 12).  

В английской живописи первой половины XIX в. видное место занимал пейзаж. Его выдающимся мастером был Джон Констебл (1776–1837 гг.) (ил. 13). Он родился в семье мельника в деревне Ист-Бергхолт, расположенной в живописной Дедхемской долине (ил. 14) на юго-востоке Англии.

Констебл учился в Королевской академии художеств, но главной школой для него стала природа. Каждое лето художник выезжал из Лондона, где поселился, в родные места. Там он делал наброски и этюды (ил. 15), из которых потом вырастали картины (ил. 16). Констебл создал серию пейзажей с видом реки Стур (ил. 17), часто изображая на них водяную мельницу (ил. 18). За картину «Белая лошадь» (ил. 19) он получил звание академика.

Неоднократно Констебл обращался к изображению готического собора в Солсбери (ил. 20), расположенного на равнине и окруженного вековыми деревьями. За год до смерти художник написал один из лучших своих пейзажей «Стокбай Нейленд» (ил. 21).

Творчество Констебла, неоцененное современниками в Англии, оказало огромное влияние на французскую живопись XIX в. (см. часть II, главу 1).

Другим выдающимся пейзажистом был Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер(1775–1851 гг.) (ил. 22). Он родился в Лондоне в семье парикмахера. В 14-летнем возрасте Тёрнер был зачислен в Королевскую академию художеств. В зрелые годы художник посетил Италию. В 1802 г. Тёрнер стал самым молодым художником, удостоившимся звания академика, а спустя семь лет он получил звание профессора.

Кумиром Тёрнера был французский пейзажист Клод Лоррен (см. диск «Художественная культура Западной Европы и России XVII–XVIII веков в иллюстрациях», часть I, главу 2 «Искусство Франции»), в подражание которому он написал картину «Дидона, основательница Карфагена» (ил. 23).

Тёрнер писал сельские пейзажи, море (ил. 24), виды городов (ил. 25). Со временем его манера живописи становится все более свободной, смелой (ил. 26). Его увлекает драматическое напряжение, светотеневые эффекты (ил. 27), цветовые контрасты (ил. 28, ил. 29). Для их передачи лучше всего подходило изображение бушующей природной стихии.  

В 1834 г. Тёрнер стал свидетелем пожара здания Парламента в Лондоне, нашедшего отражение в двух его картинах (ил. 30, ил. 31). Одна из поздних работ Тёрнера, «Дождь, пар и скорость» (ил. 32), близка абстрактной живописи.

Тёрнер умер в Лондоне и был похоронен в соборе Святого Павла (ил. 33).