Алтарь (от лат. alta ara – высокий жертвенник) (ил. 1) – в католическом храме жертвенный стол (престол), а также стенка над этим столом с религиозной живописью или скульптурой.
Антаблемент (ил. 2) – верхняя горизонтальная часть архитектурного ордера. Состоит из карниза, фриза и архитрава.
Арка (от лат. arcus – лук, дуга) (ил. 3) – архитектурная конструкция в виде двух опор с перекинутой между ними дугой.
Аркада (ил. 4) – ряд арок.
Архитектоника, тектоника – отражение конструкции постройки в ее художественном образе, зрительная передача тяжести и противодействующих ей статических усилий.
Архитектурный ордер (ил. 5) – художественное выражение архитектурной конструкции, состоящей из трех частей: несущей (колонна), несомой (антаблемент) и основания.
А секко (итал. a secco – по сухому) (ил. 6) – техника настенной росписи: нанесение на сухую штукатурку красок, приготовленных на растительном клее, яйце и смешанных с известью. Ср. фреска.
Базилика (греч. царский дом) (ил. 7) – прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами опор на нефы.
Баптистерий (ил. 8) – отдельно стоящее здание или помещение в храме для совершения обряда крещения; крещальня.
Барабан (ил. 9) – конструкция в виде цилиндра, на которую опирается купол. Обычно барабан прорезается окнами, необходимыми для освещения внутреннего пространства.
Барельеф (ил. 10) – плоский рельеф, в котором скульптурное изображение выступает над плоскостью фона менее чем наполовину своего реального объема. Ср. горельеф.
Большой ордер (ил. 11) – архитектурный ордер, колонны или пилястры которого охватывают несколько этажей.
Бюст (итал. busto – туловище, торс) (ил. 12) – изображение человека в скульптуре: голова с плечами и грудью (без рук).
Горельеф (ил. 13) – высокий рельеф, в котором скульптурное изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего реального объема. Ср. барельеф.
Донатор (лат. donator – даритель) (ил. 14) – заказчик произведений изобразительного искусства или архитектурного сооружения. Часто изображался в заказанных им произведениях живописи.
Жанр (франц. genre – вид, род) – род живописи, определяемый избранным сюжетом, темой. Деление на жанры начало формироваться в эпоху Возрождения. См. пейзаж, портрет.
Золотое сечение – гармоничная пропорция в архитектуре, при котором целое относится к большей части, как большая к меньшей. Термин ввел в обращение Леонардо да Винчи.
Кампанила (итал. campanile – колокольня) (ил. 15) – в итальянской архитектуре колокольня.
Капелла (ил. 16) – часовня или небольшой храм, стоящий отдельно или встроенный в объем собора.
Карниз – 1) верхняя часть антаблемента; 2) верхняя часть здания, отводящая дождевые воды от стены и зрительно отделяющая верхний край постройки от неба (ил. 17).
Колонна (ил. 18) – круглая в сечении вертикальная опора, часть архитектурного ордера, на которую опирается антаблемент.
Колоннада (ил. 19) – ряд колонн, несущих на себе горизонтальное перекрытие.
Колорит (от лат. color – краска, цвет) – система цветовых сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства. Особым колористическим мастерством отличались мастера венецианской школы живописи.
Купол (ил. 20) – разновидность свода, часто имеющая форму полусферы.
Линейная перспектива (прямая перспектива) (ил. 21) – способ передачи глубины пространства и объема предметов на плоскости. Основывается на постулате: параллельные прямые, уходящие вдаль, пересекутся в одной точке на линии горизонта. Научное обоснование линейная перспектива получила в эпоху Возрождения. Ср. световоздушная перспектива.
Лоджия (ил. 22) – помещение или отдельно стоящее здание, открытое с одной, двух или трех сторон, где стену заменяют колоннада, аркада или парапет.
Мандорла (итал. mandorla – миндалина) (ил. 23) – сияние в виде овала вокруг фигуры Иисуса Христа, символ божественного света.
Масляная краска – краска, где в качестве связующего вещества используется растительное масло. Была усовершенствована нидерландским художником Яном ван Эйком. Получила широкое распространение в эпоху Возрождения.
Неф (от лат. navis – корабль) (ил. 24) – часть внутреннего пространства храма, заключенная между рядами колонн, между рядом колонн и стеной.
Ордер – см. архитектурный ордер.
Палаццо (ил. 25) – тип дворца, появившийся в Италии в эпоху Возрождения.
Пейзаж (ил. 26) – жанр живописи, изображающий природу – леса, поля, реки, горы и т.п. Становление пейзажа как самостоятельного жанра начинается в XVI в.
Перспектива – способ передачи глубины пространства и объема предметов на плоскости. См. линейная перспектива, световоздушная перспектива.
Пилястра (от лат. pila – столб) (ил. 27) – вертикальный плоский выступ стены, имеющий базу и капитель.
Плафон (франц. plafond – потолок) (ил. 28) – потолок, украшенный живописью.
Полуциркульная арка – см. арка.
Портик (ил. 29) – проход, образованный колоннадой, несущей перекрытие, чаще всего фронтон.
Портрет (ил. 30) – жанр живописи, изображающий человека или группу людей. Становление портретного жанра произошло в эпоху Возрождения.
Престол – см. алтарь.
Прямая перспектива – см. линейная перспектива.
Путти (итал. putti – младенцы) (ил. 31) – изображение амуров или ангелов в виде обнаженных (часто крылатых) мальчиков, получившее распространение в искусстве Возрождения.
Рельеф (ил. 32) – вид скульптуры, располагающийся на плоскости (например, стене здания), служащей ему фоном. См. барельеф, горельеф.
Ротонда (итал. rotonda – круглая) (ил. 33) – круглое в плане архитектурное сооружение, обычно увенчанное куполом.
Руст (от лат. rusticus – грубый, неотесанный) (ил. 34) – декоративная обработка стены здания, имитирующая кладку из крупных камней.
Световоздушная перспектива (ил. 35) – способ передачи глубины пространства в живописи путем смягчения очертаний предметов, которые окутывает голубоватая дымка. Это явление открыл Леонардо да Винчи. Ср. линейная перспектива.
Световой фонарь (ил. 36) – венчающая купол башенка, служащая для освещения внутреннего пространства.
Светотень (ил. 37) – в живописи и графике способ выявления объема предмета.
Свод (ил. 38) – в каменном зодчестве криволинейное перекрытие, опирающееся на стены, арки. См. цилиндрический свод.
Средокрестие (ил. 39) – в храме место пересечения главного нефа и трансепта.
Статуя (ил. 40) – большое по размеру произведение скульптуры, чаще всего изображающее человеческую фигуру в полный рост.
Сфумато ( итал. sfumato – затуманенный, дымчатый) (ил. 41) – в живописи смягчение очертаний фигур и предметов, позволяющее передать окутывающий их воздух. Первым сфумато применил Леонардо да Винчи.
Тектоника – см. архитектоника.
Темпера – краска, где в качестве связующего вещества используется яичный желток. Широко применялась в эпоху Возрождения.
Терракота (от итал. terra – земля и cotta – обожженная) (ил. 42) – керамические изделия из обожженной глины.
Трансепт (ил. 43) – поперечный неф в храме, пересекающий основной под прямым углом.
Фреска (ил. 44) – вид монументальной живописи: изображение наносится водяными красками на сырую штукатурку. Ср. а секко.
Фронтон (от лат. frons – лоб) (ил. 45) – верхняя часть фасада здания, образуемая горизонтальным карнизом и двумя наклонными карнизами двускатной кровли.
Цилиндрический свод (ил. 46) – свод, имеющий в поперечном разрезе форму полуокружности.