РУБРИКАТОР

Итальянское Возрождение

Словарь терминов

Алтарь (от лат. alta ara – высокий жертвенник) (ил. 1) – в католическом храме жертвенный стол (престол), а также стенка над этим столом с религиозной живописью или скульптурой.

Антаблемент (ил. 2) – верхняя горизонтальная часть архитектурного ордера. Состоит из карниза, фриза и архитрава.

Арка (от лат. arcus – лук, дуга) (ил. 3) – архитектурная конструкция в виде двух опор с перекинутой между ними дугой.

Аркада (ил. 4) – ряд арок.

Архитектоника, тектоника  – отражение конструкции постройки в ее художественном образе, зрительная передача тяжести и противодействующих ей статических усилий.

Архитектурный ордер (ил. 5) –  художественное выражение архитектурной конструкции, состоящей из трех частей: несущей (колонна), несомой (антаблемент) и основания.

А секко  (итал.  a secco – по сухому)  (ил. 6) – техника настенной росписи: нанесение на сухую штукатурку красок, приготовленных на растительном клее, яйце и смешанных с известью.  Ср. фреска.

Базилика (греч. царский дом) (ил. 7) – прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами опор на нефы.

Баптистерий (ил. 8) – отдельно стоящее здание или помещение в храме для совершения  обряда  крещения; крещальня.

Барабан (ил. 9) – конструкция в виде цилиндра, на которую опирается купол. Обычно барабан прорезается окнами, необходимыми для освещения внутреннего пространства.

Барельеф (ил. 10) – плоский рельеф, в котором скульптурное изображение выступает над плоскостью фона менее чем наполовину своего реального объема. Ср. горельеф.

Большой ордер (ил. 11) – архитектурный ордер, колонны или пилястры которого охватывают несколько этажей.

Бюст (итал. busto – туловище, торс) (ил. 12) – изображение человека в скульптуре: голова с плечами и грудью (без рук).

Горельеф (ил. 13) –  высокий рельеф, в котором скульптурное изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего реального объема. Ср. барельеф.

Донатор (лат. donator – даритель) (ил. 14) – заказчик произведений изобразительного искусства или архитектурного сооружения. Часто изображался в заказанных им произведениях живописи.   

Жанр  (франц. genre – вид, род) – род живописи, определяемый избранным сюжетом, темой. Деление на жанры начало формироваться в эпоху Возрождения.  См. пейзаж, портрет.

Золотое сечение – гармоничная пропорция в архитектуре, при котором целое относится к большей части, как большая к меньшей. Термин ввел в обращение Леонардо да Винчи.

Кампанила  (итал.   campanile – колокольня) (ил. 15) – в итальянской архитектуре колокольня.

Капелла  (ил. 16) – часовня или небольшой храм, стоящий отдельно или встроенный в объем собора.

Карниз  – 1) верхняя часть антаблемента; 2) верхняя часть здания, отводящая дождевые воды от стены и зрительно отделяющая верхний край постройки от неба (ил. 17).

Колонна (ил. 18) – круглая в сечении вертикальная опора, часть архитектурного ордера, на которую опирается антаблемент.

Колоннада (ил. 19) – ряд колонн, несущих на себе горизонтальное перекрытие.

Колорит (от лат. color – краска, цвет) – система цветовых сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства. Особым колористическим мастерством отличались мастера венецианской школы живописи.

Купол (ил. 20) – разновидность свода, часто имеющая форму полусферы.

Линейная  перспектива (прямая перспектива) (ил. 21) – способ передачи глубины пространства и объема предметов на плоскости. Основывается на постулате: параллельные прямые, уходящие вдаль, пересекутся в одной точке на линии горизонта. Научное обоснование линейная  перспектива получила в эпоху Возрождения. Ср. световоздушная перспектива.

Лоджия  (ил. 22) – помещение или отдельно стоящее здание, открытое с одной, двух или трех сторон, где стену заменяют колоннада, аркада или парапет.

Мандорла  (итал. mandorla – миндалина) (ил. 23) – сияние в виде овала вокруг фигуры Иисуса Христа, символ божественного света.

Масляная краска – краска, где в качестве связующего вещества используется растительное масло. Была усовершенствована нидерландским художником Яном ван Эйком. Получила широкое распространение в эпоху Возрождения.

Неф (от лат. navis – корабль) (ил. 24) –  часть внутреннего пространства храма, заключенная между рядами колонн, между рядом колонн и стеной.

Ордер – см. архитектурный ордер.

Палаццо (ил. 25) – тип дворца,  появившийся в Италии в эпоху Возрождения.

Пейзаж (ил. 26) – жанр живописи, изображающий природу – леса, поля, реки, горы и т.п. Становление  пейзажа как самостоятельного жанра начинается в XVI в.

Перспектива –  способ передачи глубины пространства и объема предметов на плоскости.   См. линейная перспектива, световоздушная перспектива.

Пилястра (от лат. pila – столб) (ил. 27) – вертикальный плоский выступ стены, имеющий базу и капитель.

Плафон   (франц. plafond – потолок)  (ил. 28) –  потолок, украшенный живописью.

Полуциркульная арка – см. арка.

Портик (ил. 29) – проход, образованный колоннадой,  несущей перекрытие, чаще всего фронтон.

Портрет (ил. 30) – жанр живописи, изображающий человека или группу людей. Становление портретного жанра произошло в эпоху Возрождения.

Престол – см. алтарь.

Прямая перспектива – см. линейная перспектива.

Путти (итал. putti – младенцы)  (ил. 31) – изображение амуров или ангелов в виде обнаженных (часто крылатых) мальчиков, получившее распространение  в искусстве Возрождения. 

Рельеф (ил. 32) – вид скульптуры, располагающийся на плоскости (например, стене здания), служащей ему фоном. См. барельеф, горельеф.

Ротонда (итал. rotonda – круглая)  (ил. 33)  – круглое в плане архитектурное сооружение, обычно увенчанное куполом.

Руст  (от лат. rusticus – грубый, неотесанный)  (ил. 34) – декоративная обработка стены здания, имитирующая кладку из крупных камней.

Световоздушная перспектива (ил. 35) – способ передачи глубины пространства в живописи путем смягчения очертаний предметов, которые окутывает голубоватая дымка. Это явление открыл Леонардо да Винчи. Ср. линейная перспектива.

Световой фонарь  (ил. 36) – венчающая купол башенка, служащая для освещения внутреннего пространства.

Светотень  (ил. 37) – в живописи и графике способ выявления объема предмета.

Свод  (ил. 38) – в каменном зодчестве криволинейное перекрытие, опирающееся на стены, арки. См. цилиндрический свод.

Средокрестие  (ил. 39) – в храме место пересечения главного нефа и трансепта.

Статуя  (ил. 40) – большое по размеру произведение скульптуры,  чаще всего изображающее человеческую фигуру в полный рост.

Сфумато ( итал. sfumato – затуманенный, дымчатый) (ил. 41) – в живописи смягчение очертаний фигур и предметов, позволяющее передать окутывающий их воздух. Первым сфумато применил Леонардо да Винчи.

Тектоника – см. архитектоника.

Темпера – краска, где в качестве связующего вещества используется яичный желток. Широко применялась в эпоху Возрождения.

Терракота  (от итал. terra – земля и cotta – обожженная)  (ил. 42) – керамические изделия из обожженной глины.

Трансепт (ил. 43) – поперечный неф в храме, пересекающий основной под прямым углом.

Фреска (ил. 44) – вид монументальной живописи: изображение наносится водяными красками на сырую штукатурку. Ср. а секко.

Фронтон (от лат. frons – лоб) (ил. 45) – верхняя часть фасада здания, образуемая горизонтальным карнизом и двумя наклонными карнизами двускатной кровли.

Цилиндрический свод (ил. 46) – свод, имеющий в поперечном разрезе форму полуокружности.