РУБРИКАТОР

Итальянское Возрождение

Живопись

 

Общая характеристика. В искусстве Итальянского Возрождения живопись впервые, наверное, сравнялась по значению с архитектурой (ил. 1).

Ренессансная живопись развивалась под сильным влиянием античной культуры, в частности греко-римской мифологии (ил. 2), а также под воздействием христианства (ил. 3). Вместе с тем произошло обмирщение искусства. Портрет (ил. 4) и пейзаж (ил. 5) выделились в самостоятельные жанры.

Итальянские художники первыми освоили перспективу, как линейную  (ил. 6), так и световоздушную (ил. 7). Они придавали большое значение передаче объема в изображении, используя для этого светотень (ил. 8). Итальянцы взяли на вооружение технику масляной живописи, усовершенствованную нидерландцами (см. главу 6).

Художники Ренессанса тщательно изучали пропорции и строение человеческого тела (ил. 9), что породило их интерес к анатомии (ил. 10).

Особое место в живописи Итальянского Возрождения занимает венецианская школа, прославившаяся именами Тициана, Джорджоне, Веронезе, Тинторетто.

 

Джотто ди Бондоне (1266/1267–1337 гг.). Крупнейшим мастером Проторенессанса был Джотто (ил. 11), проявивший себя новатором в живописи. Лучшей его работой считаются росписи капеллы дель Арена (ил. 12, ил. 13) в Падуе. Джотто создал тип настенного панно, которое получит широкое распространение в монументальной живописи эпохи Возрождения. Роспись посвящена жизни Богоматери и Иисуса Христа (ил. 14): композиции «Бегство в Египет» (ил. 15), «Тайная вечеря» (ил. 16), «Оплакивание Христа» (ил. 17) и другие. Наиболее известна фреска «Предательство Иуды» (ил. 18), где художник противопоставил добро и зло – прекрасного Христа и отталкивающего Иуду. На западной стене капеллы Джотто написал композицию «Страшный суд» (ил. 19).

Работами Джотто вдохновлялись Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело (о них см. ниже).

 

Мазаччо (1401–1428 гг.). Настоящее имя художника – Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (ил. 20). Мазаччо представлял флорентийскую школу живописи. Для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции он создал классический образец алтарной композиции – фреску «Троица» (ил. 21). При помощи линейной перспективы (ил. 22) художник мастерски передал трехмерность пространства: свод уходит вглубь, а саркофаг выступает вперед.

Главной работой Мазаччо считается роспись капеллы Бранкаччи (ил. 23) в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции. Из шести фресок наиболее известна композиция «Чудо со статиром» (ил. 24). В росписях капеллы Мазаччо показал себя не только мастером композиции, перспективы и объемной формы, но еще тонким психологом, сумевшим передать глубину отчаяния Адама и Евы, изгнанных из рая (ил. 25).  

Мазаччо умер в возрасте 26 лет.

 

Пьеро делла Франческа (около 1420–1492 гг.). Пьеро делла Франческа был крупнейшим мастером Раннего Возрождения. Самое замечательное его произведение – росписи церкви Сан-Франческо в Ареццо (ил. 26, ил. 27, ил. 28), посвященные истории креста, на котором был распят Иисус Христос. Наиболее известная среди них – композиция «Встреча Соломона с царицей Савской» (ил. 29).

В Урбино Пьеро делла Франческа написал парный портрет урбинского герцога Федериго да Монтефельтро (ил. 30) и его супруги. Характерно изображение портретируемых в профиль – прием, часто применяемый художниками Раннего Возрождения. Примечателен также подробный пейзаж на заднем плане.

 

Андреа Мантенья (около 1431–1506 гг.). Мантенья большую часть жизни прожил в Мантуе, где служил живописцем при дворе маркграфа (правителя) Лудовико Гонзага. Художник украсил фресками одно из помещений мантуанского дворца своего покровителя – Камеру дельи Спози (ил. 31), в которой устраивали праздники и приемы. В центре плоского сводчатого потолка Мантенья изобразил круглое световое окно с небом и облаками, в которое заглядывают дамы и путти (ил. 32). На стенах представлены сцены из жизни семейства Гонзага и их двора (ил. 33).

Интересно выполнена картина Мантеньи «Мертвый Христос» (ил. 34). Безжизненное тело Христа представлено в необычном ракурсе, позволяющем видеть одновременно лицо умершего и раны на его ступнях.

 

Боттичелли (1445–1510 гг.). Настоящее имя художника – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи (ил. 35). Боттичелли был уроженцем Флоренции. Учился у известных художников Фра Филиппо Липпи а затем вместе с Леонардо да Винчи у Андрея Верроккьо. Боттичелли выработал своеобразную манеру живописи, благодаря которой его картины легко узнаются среди работ других мастеров Ренессанса.

Аллегорическая картина «Весна» (ил. 36) была написана Боттичелли для украшения спальных покоев флорентийского дворца Медичи. Литературной основой для нее послужили поэмы древнеримских авторов – «Природа вещей» Лукреция и «Фасты» Овидия. Все изображенное на картине художник прописал до мельчайших деталей и с удивительным мастерством (ил. 37).

Пленяющее впечатление производит другая работа Боттичелли – «Рождение Венеры» (ил. 38). Обнаженная Венера предстает на ней воплощением целомудренности и беззащитности (ил. 39).

 

Леонардо да Винчи (1452–1519 гг.). Леонардо (ил. 40) – яркий образец универсального ренессансного человека: художник, скульптор, архитектор (ил. 41), ученый (ил. 42), изобретатель (ил. 43, ил. 44), писатель, музыкант. Леонардо написал «Трактат о живописи», открыл явление световоздушной перспективы. Ему принадлежит рисунок «витрувианского человека» (ил. 45).

Леонардо родился в селении Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции (ил. 46). Учился у художника Андреа Верроккьо. Самая ранняя дошедшая до нас работа Леонардо – фигура левого ангела в картине его учителя «Крещение Христа» (ил. 47). Леонардо одним из первых в Италии перешел с темперы на масляную краску и написал ею картину «Благовещение» (ил. 48).

Художник много лет проработал в Милане, создав там один из своих шедевров – картину «Мадонна в гроте» (ил. 49). В ней Леонардо построил пирамидальную композицию, которая станет характерной для многих художников Возрождения, и прибег к приему сфумато – окутал фигуры и лица воздушной дымкой, придавшей им мягкие черты.

По заказу миланского герцога Лудовико Сфорца Леонардо написал на стене трапезной монастыря Санта-Мария дела Грацие композицию «Тайная вечеря» (ил. 50, ил. 51). Художник изобразил кульминационный момент евангельского события, когда Христос произнес слова: «Один из вас предаст меня». Апостолы, бурно реагирующие на них, разбились на группы, и только отпрянувшая фигура Иуды (ил. 52) оказалась изолированной.

Во Флоренции Леонардо написал портрет Моны Лизы (ил. 53), жены богатого торговца шелком Франческо дель Джокондо. Пять веков человечеству не дает покоя загадочная улыбка «Джоконды» (ил. 54). Ее портрет Леонардо захватил с собой, уехав из Италии во Францию. Там он скончался и был похоронен в королевском замке Амбуаз (ил. 55, ил. 56), а картина со временем попала в Лувр.

В петербургском Эрмитаже хранятся две картины Леонардо – «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта») (ил. 57) и «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа») (ил. 58).

 

Рафаэль Санти (1483–1520 гг.). Рафаэль (ил. 59) принадлежал к умбрийской школе живописи. В его творчестве в наибольшей степени воплотилась идея гармонии, столь важная для мировоззрения Ренессанса. Чаще всего Рафаэль писал Мадонн (ил. 60, ил. 61). Одна из них – «Сикстинская мадонна» (ил. 62, ил. 63) – считается одной из вершин мировой живописи. Она была написана как алтарный образ для церкви Святого Сикста в Пьяченце, отсюда название «Сикстинская».

Рафаэль прославился также как блестящий портретист (ил. 64, ил. 65).

По приглашению папы римского Юлия II (ил. 66) Рафаэль переехал в Рим, где в Ватикане вместе с учениками расписал парадные апартаменты понтифика – Станцы (ил. 67, ил. 68): композиции «Диспута» (ил. 69), «Парнас» (ил. 70), «Месса в Больсене» (ил. 71, ил. 72) и другие. Одна из лучших фресок – «Афинская школа» (ил. 73), на которой художник изобразил античных ученых и философов, а также свой автопортрет (ил. 74, ил. 75).

Рафаэль умер в возрасте 37 лет и был похоронен в римском Пантеоне (ил. 76).

В петербургском Эрмитаже хранятся две картины Рафаэля – «Мадонна Конестабиле» (ил. 77) и «Святое семейство (Мадонна с безбородым Иосифом» (ил. 78).

 

Джорджоне (1476/1477–1510 гг.). Настоящее имя художника (ил. 79) – Джорджо Барбарелли да Кастельфранко (он родился в городке Кастельфранко). Джорджоне был ярким представителем венецианской школы живописи, которую отличало преобладание живописного начала и колористическое мастерство. Джорджоне учился у Джованни Беллини и виртуозно овладел техникой масляной живописи. Одна из ранних работ художника – «Юдифь» (ил. 80), в которой ветхозаветная героиня трактована как античная богиня, воплощающая идеал безмятежной красоты. В картине «Гроза» (ил. 81) важное место занимает поэтический пейзаж.

Джорджоне создал один из самых прекрасных женских образов в искусстве Высокого Возрождения – картина «Спящая Венера» (ил. 82). Поза, в которой лежит Венера, будет многократно повторяться в мировом искусстве (см. ил. 85). Джорджоне умер от чумы, не успев завершить картину. Пейзаж и одежды, на которых лежит Венера, дописал Тициан.

 

Тициан Вечеллио (1488/1490 –1576 гг.). Тициан (ил. 83), один из величайших художников Возрождения, принадлежал к венецианской школе живописи. Он учился у Джованни Беллини и Джорджоне. Тициан – мастер прекрасных женских образов, о чем свидетельствует написанная им аллегорическая картина «Любовь небесная и Любовь земная» (ил. 84).

Тициан прославился как выдающийся колорист. Теплым, золотистым колоритом принизана его картина «Лежащая Венера» («Венера Урбинская») (ил. 85). Столь же прекрасна по цвету «Венера перед зеркалом» (ил. 86).

В период Позднего Возрождения художник создал произведения, передавшие его трагическое ощущение эпохи. В «Святом Себастьяне» (ил. 87) колорит становится почти монохромным.

Тициан прославился как выдающийся портретист: портрет Ипполито Риминальди (ил. 88), конный портрет императора Карла V (ил. 89).

В петербургском Эрмитаже хранятся восемь картин Тициана, в том числе такие шедевры, как «Даная» (ил. 90) и «Кающаяся Мария Магдалина» (ил. 91).

Тициан умер от чумы, немного не дожив до девяноста лет. Вопреки закону, требовавшему сжигать тела зараженных чумой, художника похоронили в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари в Венеции (ил. 92).

 

Паоло Веронезе (1528–1588 гг.). Настоящее имя художника – Паоло Кальяри (ил. 93). Он родился в Вероне, отсюда прозвище. Веронезе – представитель венецианской школы живописи, выдающийся колорист. Работал преимущественно как художник-монументалист, украшавший росписями дворцы и храмы. В зрелые годы он расписал виллу Барбаро-Вольпе (ил. 94), построенную А. Палладио (см. раздел «Архитектура»). Там художник создал выдающийся фресковый ансамбль (ил. 95, ил. 96).

Главными произведениями станковой живописи Веронезе стали его «пиры» – огромные картины, написанные маслом на холсте. Среди них наиболее известны «Брак в Кане Галилейской» (ил. 97) и «Пир в доме Левия» (ил. 98).

В петербургском Эрмитаже хранится одна из лучших работ позднего Веронезе – «Оплакивание Христа» (ил. 99).

 

Тинторетто (1518–1594 гг.). Настоящее имя художника – Якопо Робусти (ил. 100). Он родился в Венеции в семье красильщика, отсюда прозвище Тинторетто, что в переводе с итальянского означает «маленький красильщик». Живописи учился у Тициана.

Тинторетто глубже многих других современников ощущал трагизм эпохи и передал это чувство в своем творчестве, ломая сложившиеся каноны в искусстве. Известность ему принесла картина «Чудо Святого Марка» (ил. 101). Стремительно летящий вниз головой Святой Марк останавливает казнь христианина язычниками.

Тинторетто – мастер сложных, динамичных, многофигурных композиций. Таково его «Распятие» (ил. 102), написанное маслом на холсте для Скуолы ди Сан-Рокко в Венеции. В поздней работе «Тайная вечеря» (ил. 103), написанной для церкви Сан-Джорджо Маджоре, художник прибег к необычной композиции, расположив стол по диагонали (ср. с ил. 51).

В петербургском Эрмитаже хранятся две картины Тинторетто, лучшая из которых – «Рождение Иоанна Крестителя» (ил. 104).