Что такое живопись? Живопись – это искусство передачи изображения на плоскости при помощи красок (ил. 1, ил. 2). В отличие от архитектуры живопись не имеет объема. Художник только создает видимость объема и глубины пространства при помощи особых приемов – перспективы, линейной (ил. 3) и воздушной (ил. 4), а также светотени (ил. 5).
Живопись обладает богатыми выразительными возможностями. Во власти художника изобразить человека (ил. 6), природу (ил. 7), архитектуру (ил. 8) и многое другое. Вместе с тем живопись лишена такого важного для архитектуры качества, как польза.
Существуют разнообразные виды живописи. К станковой (самостоятельные произведения небольшого размера) относятся картины (ил. 9) и иконы (ил. 10). К монументальной живописи (настенные произведения большого размера) – мозаики (ил. 11), фрески (ил. 12), витражи (ил. 13). Рукописные книги украшали цветными миниатюрами (ил. 14), а домашнюю утварь – росписью (ил. 15).
В зависимости от того, что изображает художник – людей, природу, неодушевленные предметы, исторические события или сцены повседневной жизни, – он обращается к тому или иному жанру: портрету (ил. 16), пейзажу (ил. 17, ил. 18), натюрморту (ил. 19), историческому (ил. 20, ил. 21), бытовому (ил. 22).
Из чего складывается понятие красоты в живописи? В Русском музее хранятся две иконы – «Чудо Георгия о змие» (ил. 23, ил. 24). Обе относятся к новгородской художественной школе, правда, одна икона создана в XIV в., а другая в XV в. Даже неискушенному в живописи человеку видно, что икона XV в. написана более талантливо.
Живопись – это, прежде всего, искусство цвета. Поле иконы XV в. залито алым цветом, на фоне которого выразительно смотрится белоснежный силуэт коня. На другой иконе цвета грязноваты. Не менее важна в живописи роль рисунка. Прекрасен конь на иконе XV в.: дугой выгнута его шея, тонки и стройны ноги. В живописи важны также пропорции. Оба иконописца их нарушают, но добиваются противоположных результатов. Конь и всадник на иконе XIV в. кажутся почти карикатурными. У мастера XV в., наоборот, всадник на коне представляется воплощением изящности и грациозности. Большое значение в живописи имеет композиция. Мастер XIV в. изобразил на иконе почти всех возможных участников события: Георгия на коне, спасаемую им принцессу, змея и даже жителей города, наблюдающих за происходящим. Мастер XV в., наоборот, стремился к лаконичности. Никакие второстепенные персонажи и детали не отвлекают от главного – поединка святого с чудовищем.
Как работает художник? Существует большое множество материалов и техник живописи. Начиная с Нового времени художники пишут картины на холсте. Перед работой холст натягивают на деревянный подрамник (ил. 25) и покрывают грунтом. Для удобства работы подрамник с холстом закрепляется вертикально на специальном станке – мольберте (ил. 26, ил. 27). Отсюда произошло название «станковая живопись».
С XV в. художники пишут преимущественно масляными красками (ил. 28), в которых в качестве связующего вещества используется растительное масло, а в качестве красящего пигмента – тщательно растертые цветные глины и минералы (ил. 29). Краски на холст наносятся кистью (ил. 30), сделанной из волосков различных животных. Добиваясь нужного цвета, живописец смешивает краски на пали́тре (ил. 31) – специальной дощечке с отверстием для большого пальца левой руки.
Сначала художник делает на холсте рисунок, определяя композицию картины. Затем наносит основной слой (подмалевок), а поверх него – еще один и делает прозрачные лессировки. Именно на этом этапе работы картина насыщается цветом. Для большой и сложной картины художник выполняет многочисленные этюды и эскизы. Эскиз (ил. 32) помогает проработать общую композицию, этюды (ил. 33, ил. 34) – отдельные ее фрагменты. Так постепенно рождается окончательный вариант картины (ил. 35).