РУБРИКАТОР

Искусство западной Европы первой половины XIX века

Искусство Франции первой половины XIX века

Архитектура

В эпоху Наполеона I ведущим стилем в архитектуре Франции стал ампир (франц. empire – империя), который призван был прославлять величие и военное могущество наполеоновской империи (см. характеристику ампира в главе 3). Однако при Наполеоне Франция вела многочисленные захватнические войны, требовавшие огромных расходов, и строительство не получило масштабного характера.

В Париже на площади Звезды (ныне площадь Шарля де Голля) (ил. 2) в честь победы Наполеона под Аустерлицем была построена Триумфальная арка (ил. 3, ил. 4). Автор проекта – архитектор Жан Франсуа Шальгрен. Арку украсила скульптура (ил. 5, ил. 6), рассказывающая о событиях (преимущественно военных) периода революции и наполеоновской империи. Наибольший интерес представляет горельеф «Выступление волонтеров», или «Марсельеза» (ил. 7), выполненный скульптором Ф. Рюдом. В 1921 г. под аркой был погребен Неизвестный солдат (ил. 8), погибший во время Первой мировой войны.

Арка на площади Звезды стала частью грандиозной Исторической оси (Триумфального пути) (ил. 9, ил. 10), пересекающей Париж с запада на восток. На противоположном конце оси, на площади Каррузель, рядом с Лувром, была сооружена другая Триумфальная арка (ил. 11, ил. 12) в честь побед Наполеона. Образцом для нее послужила арка Константина в Риме (ил. 13) (см. диск «Художественная культура Древнего мира в иллюстрациях», главу 9 «Искусство Древнего Рима»).

Еще одним мемориальным сооружением в честь побед Наполеона стала Триумфальная колонна (ил. 14, ил. 15, ил. 16) на Вандомской площади (ил. 17) в Париже. Она повторяет форму колонны Траяна в Риме (ил. 18). В дни Парижской коммуны по инициативе комиссара по культуре художника Г. Курбе Вандомская колонна была разрушена (ил. 19), но после поражения коммунаров восстановлена.