РУБРИКАТОР

Искусство Византии

Архитектура

 

Общая характеристика. Из памятников византийского зодчества сохранились преимущественно храмы (об устройстве православного храма см. ниже). В Византии было известно два типа храма: базилика (ил. 2) и купольный центрический храм (ил. 3).

В строительстве византийцы широко использовали арку, купол (ил. 4) и свод (ил. 5), унаследованные от Древнего Рима. Аркада на колоннах стала господствующим мотивом византийской архитектуры (ил. 6). При возведении храмов часто применяли крестово-купольную систему – два пересекающихся под прямым углом свода с водруженным посередине куполом (ил. 7). Пересекающиеся своды образуют в плане крест (ил. 8).

Античный архитектурный ордер в Византии изменился, утратил свое совершенство (ил. 9). Строительным материалом византийцам служили плинфа (широкий плоский кирпич) и камень (ил. 10). Кладка делалась на толстом слое известкового раствора – цемянки (смесь извести и толченого кирпича). Стены снаружи обычно не штукатурились.  

В византийской архитектуре существовал разительный контраст между богатым внутренним убранством храма (ил. 11) и его скромным внешним видом (ил. 12).

 

Устройство православного храма. В Византии сформировался тип храма, получивший широкое распространение во многих православных странах, в том числе на Руси (ил. 13). Храм венчает купол с крестом (ил. 14). Купол опирается на барабан, прорезанный окнами. Барабан поддерживают арки на мощных столпах (ил. 15).

Снаружи стены храма завершают полукруглые закомары (ил. 16), повторяющие очертания сводов. Обычно храм имел три входа: с западной, северной и южной сторон. Главным считается западный вход. Он вел в особое помещение – нартекс (притвор). С восточной стороны храм имеет полукруглые выступы – апсиды (ил. 17).

Внутри храма (ил. 18), в его восточной части, находится алтарь, отделенный невысокой преградой (ил. 19), превратившейся на Руси в иконостас. В глубине алтаря располагается главная святыня – престол (ил. 20). В северной части алтаря находится жертвенник. Посреди него стоит каменный стол, на котором в начале литургии священник приготовляет для причащения Святые дары – хлеб и вино (ил. 21). В южной части алтаря имеется еще одно помещение – диаконник. В нем перед началом службы священник и диакон облачаются в священные одежды – ризы. Они же там хранятся, отсюда второе название диаконника – ризница.

По религиозным представлениям здание церкви олицетворяет собою космос, где купола и своды символизируют небо, а стены и столбы – землю.

 

Константинополь. В Средние века Константинополь был самым большим и богатым городом Европы. Он располагался на материковой части Европы, на побережье Мраморного моря, омываемый водами пролива Босфор и бухты Золотой Рог (ил. 22). С суши и с моря Константинополь окружали мощные крепостные стены (ил. 23, ил. 24). В город вели несколько ворот (ил. 25), главными из которых считались Золотые (ил. 26). В центре Константинополя (ил. 27, ил. 28) стоял Большой императорский дворец (площадью 400 тыс. кв. м), украшенный внутри мозаиками (ил. 29). Рядом находилось здание Сената и ипподром (ил. 30), который украшала бронзовая квадрига (ил. 31).

В Константинополе имелось все необходимое для жизни горожан: храмы, главным из которых считалась Святая София (см. ниже) (ил. 32), театры, рынки, пекарни. Акведуки (ил. 33) снабжали город пресной водой, которая хранилась в подземных хранилищах – цистернах (ил. 34). Как и в Риме, в Константинополе находился мильный камень (нулевой километр) (ил. 35), с которого начинался отсчет расстояния всех византийских дорог.

 

Мавзолей Галлы Плацидии. Мавзолей (ил. 36) был построен для Галлы Плацидии – дочери императора Феодосия. Здание имеет в плане форму креста (ил. 37), над средокрестием которого установлена кубическая башня с куполом. За столетия культурный слой вокруг постройки вырос на 1,5 м, что исказило ее пропорции. Внутри стены и своды мавзолея украшены мозаиками (ил. 38). В куполе изображен крест на фоне звездного неба и символы евангелистов по углам (ил. 39). Над входом – Христос в образе Доброго Пастыря (ил. 40).

 

Церковь Сан-Витале в Равенне. Храм имеет в плане форму восьмигранника с алтарным выступом (ил. 41, ил. 42). Снаружи стены здания подпирают мощные контрфорсы (ил. 43). Храм перекрыт куполом диаметром 16 м, опирающимся на граненый барабан. Барабан держится на восьми высоких столпах, соединенных между собой двухъярусными аркадами (ил. 44). За аркадами скрывается галерея, обходящая центральную часть храма. Колонны арок имеют капители, мало напоминающие классические античные (ил. 45).

Внутри церковь Сан-Витале украшена мозаиками (ил. 46), которые считаются замечательным образцом ранневизантийской живописи (см. раздел «Живопись»). В алтаре справа от престола помещено изображение императора Юстиниана со свитой (ил. 47), а слева – императрицы Феодоры со свитой (ил. 48). Монархи выступают в качестве дарителей – держат в руках золотые чаши. В конхе апсиды помещено изображение Христа с двумя ангелами и двумя святыми (ил. 49).

 

Собор Святой Софии. Софийский собор считался главным храмом Константинополя (ил. 50, ил. 51). Это – самое выдающееся произведение византийского зодчества. Храм был построен архитекторами Исидором из Милета и Анфимием из Тралл рядом с дворцом императора Юстиниана. Собор представляет собой трехнефную базилику (ил. 52, ил. 53), перекрытую огромным куполом (ил. 54). Святая София вобрала в себя черты базилики Максенция и Пантеона (см. диск «Художественная культура Древнего мира в иллюстрациях»). Купол здания покоится на основании, прорезанном 40 арочными окнами. Свет, проникающий через них, зрительно отрезает купол от нижней части здания и создает впечатление его парения в воздухе (ил. 55). Основание купола опирается на четыре арки, покоящиеся на мощных столпах, встроенных в боковые стены, прорезанные аркадами (ил. 56).

Внутри Софийский собор облицован мрамором, украшен колоннами из порфира и малахита (ил. 57). Прежде стены и своды храма были покрыты мозаиками, которые сохранились лишь частично (ил. 58).

 

Собор Святого Марка в Венеции. В XI в. византийские мастера построили в Венеции собор Святого Марка (ил. 59, ил. 60), в котором хранятся мощи этого евангелиста (ил. 61). Сан-Марко представляет собой пятиглавый крестово-купольный храм (ил. 62). В основе его плана лежит равноконечный крест, над средокрестием и на концах которого установлены купола (ил. 63). Причем центральный купол выше и крупнее остальных. За века внешний облик храма сильно изменился (ил. 64, ил. 65).

Внутри собор украшен плитами мрамора (в нижней части) и великолепными мозаиками, которые хорошо сохранились (ил. 66, ил. 67).