РУБРИКАТОР

Искусство Древнего Египта

Скульптура

 

Общая характеристика. Египетский скульптор придерживался строгого канона изображения человека: голова поставлена прямо, руки прижаты к телу, ноги поставлены ровно или одна немного выдвинута вперед (ил. 1), цвет тела мужчины должен быть темнее цвета тела женщины (ил. 2). Фигура выглядела статично и ориентирована в основном на восприятие спереди (фронтальность). Многие скульптуры имели отношение к заупокойному культу (о нем см. ниже), устанавливались в гробницах и считались вместилищем души покойного.

Большое значение в египетской скульптуре имел рельеф, который часто раскрашивали (ил. 3). Существовало две разновидности рельефа: очень низкий барельеф (ил. 4) и реже встречавшийся рельеф с углубленным контуром, но сохраненным фоном (ил. 5). Один и тот же человек изображался отчасти в профиль (голова, ноги), отчасти в фас (глаза, плечи, грудь). Фигура фараона делалось намного крупнее его подданных (ил. 6).

 

Палетка Нармера. Двусторонняя каменная пластина высотой 64 см (ил. 7), повествующая о победе Верхнего Нила над Нижним под руководством фараона Нармера, в результате чего возникло единое государство. На лицевой стороне палетки в центре помещено изображение двух длинношеих львов, которых на поводках держат двое бородатых мужчин (возможно, это символ объединения двух частей Египта). В верхнем ярусе показаны обезглавленные враги (справа) и процессия победителей с фараоном Нармером, на голове которого корона побежденного им Нижнего Египта. На оборотной стороне палетки изображен фараон Нармер в высокой короне Верхнего Египта, замахивающийся булавой над головой коленопреклоненного врага.

 

Большой сфинкс. Большой сфинкс – древнейший сохранившийся на земле скульптурный монумент (ил. 8). Он охранял пирамиды-гробницы фараонов в Гизе (ил. 9). Сфинкс высечен из монолитной известковой скалы. Считается, что лицу скульптуры придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ил. 10). Длина статуи составляет 57 м, высота – 21 м. Между передними лапами сфинкса некогда располагалось небольшое святилище (ил. 11).

 

Бюст Нефертити. Царица Нефертити, супруга фараона Эхнатона, считалась первой красавицей Египта (ил. 12). Неизвестный скульптор сумел передать ее прекрасный облик, создав идеал женской красоты на все времена (ил. 13).

 

Статуи Рахотепа и Нофрет. Парные статуи царевича Рахотепа и его жены царицы Нофрет (ил. 14) были найдены в гробнице в Медуме. Их автор строго следовал канонам египетской скульптуры: фронтальность, статичность. Скульптуры сохранили раскраску (ил. 15, ил. 16). Нофрет изображена в белой, облегающей тело одежде и в парике.

 

Статуя царского писца Каи. Скульптура (ил. 17) была найдена в мастабе Каи в Саккаре. Писец держит на коленях развернутый свиток папируса (ил. 18). Его лицо выражает сосредоточенность (ил. 19).

 

Статуя Каапера («Сельский староста»). Статуя Каапера принадлежит к лучшим образцам древнеегипетской скульптуры (ил. 20, ил. 21). Статуя была найдена в мастабе Каапера в Саккаре. Один из рабочих, обнаруживших ее, поразился сходством скульптуры с их сельским старостой. Это название так и закрепилось за ней.

 

Плакальщики. На рельефе изображена сцена оплакивания умершего (ил. 22). Благодаря удачно найденной ритмике линий тел и рук, кажется, что фигуры находятся в непрерывном движении.