РУБРИКАТОР

Искусство России второй половины XIX века

Скульптура

Введение

В XIX в. скульптура тесно взаимодействовала с архитектурой. Скульптурные изображения украсили здание Адмиралтейства (ил. 1, ил. 2), арку Главного штаба (ил. 3, ил. 4), Казанский (ил. 5, ил. 6) и Исаакиевский соборы (ил. 7, ил. 8) в Петербурге, триумфальную арку (ил. 9) и храм Христа Спасителя (ил. 10, ил. 11) в Москве.

В 1834 г. в Петербурге, на Дворцовой площади, по проекту О. Монферрана была установлена Александровская колонна (ил. 12). Ее венчает фигура ангела с крестом (ил. 13), а пьедестал украшен барельефом на военную тему (ил. 14).

В XIX в. в городах России появилось немало скульптурных монументов. В 1818 г. в Москве на Красной площади установили памятник Минину и Пожарскому (ил. 15, ил. 16). Его автором был скульптор Иван Петрович Мартос (1754–1835 гг.) (ил. 17). Минин указывает рукой на Кремль (ил. 18), призывая Пожарского встать на защиту главной святыни Москвы. На постаменте сделана надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия» (ил. 19). Там же помещен барельеф со сценой сбора нижегородцами средств на ополчение.

В 1880 г. в Москве появился еще один монумент – памятник А.С. Пушкину (ил. 20, ил. 21, ил. 22), автором которого был Александр Михайлович Опекушин (1835–1896 гг.) (ил. 23). Скульптор изобразил поэта пребывающим в глубоком раздумье (ил. 24).

В скульптуре несколько позже, чем в живописи, на смену классицизму пришел реализм, который особенно ярко проявился в творчестве М.О. Микешина и М.М. Антокольского.