РУБРИКАТОР

Искусство Месопотамии

Искусство Шумера и Аккада

Для Месопотамии, где насчитывалось немало городов (ил. 2), архитектура стала главным видом искусства. Ввиду недостатка дерева и камня основным строительным материалом служил кирпич-сырец (ил. 3). Из-за частых разливов рек он быстро разрушался, поэтому многие постройки того времени не сохранились. Применялся также обожженный кирпич, который использовался в основном для облицовки зданий. В качестве связующего и водоизоляционного материала применялся битум (горная смола). Раствор кирпичной кладки состоял из смеси битума и глины. В шумерской архитектуре впервые встречается арка. Основными типами построек Месопотамии были храмы, зиккураты, дворцы, крепости.

Хорошо сохранился зиккурат в Уре (ил. 4, ил. 5), построенный царями этого города в честь лунного божества Нанна (см. «Словарь богов и героев Древней Месопотамии»). Здание имело прямоугольное основание размером 64 на 46 м, сложенное из кирпича, скрепленного битумным раствором. На высокой платформе, куда вели три лестницы (ил. 6), находилось святилище, считавшееся жилищем бога. В святилище стояло ложе и золоченый стол.

В искусстве Шумера и Аккада широкое распространение получила скульптура, как круглая (ил. 7, ил. 8), так и рельеф (ил. 9). Для нее, как и в египетском искусстве, были характерны фронтальность и статичность. Фигура царя выделялась большими размерами. Однако шумерские ваятели, в отличие от египетских, не стремились к передаче портретного сходства. Примером тому может служить мраморная голова богини из Урука (ил. 10). Бронзовая голова царя Саргона (ил. 11), правителя Аккада и Шумера, наделенная индивидуальными чертами, представляет собой редкое исключение. Стены шумерских храмов покрывали рельефы. Замечательным образцом шумерского рельефа является так называемая «Стела коршунов» (ил. 12, ил. 13), на которой изображены сцены победы царя Эанатума, правителя Лагаша, над его врагами.

Жители Древней Месопотамии были искусными мастерами-ремесленниками, создавшими немало замечательных произведений декоративно-прикладного искусства (ил. 14, ил. 15, ил. 16, ил. 17).