После блестящего взлета в XVII в. испанское искусство вновь заявило о себе лишь на рубеже XVIII–XIX вв. Это было связано с именем художника Франсиско Хосе де Гойи-и-Лусиентеса (1746–1828 гг.) (ил. 1). Он родился в семье позолотчика алтарей в небольшом селении Фуэндетодос недалеко от Сарагосы. Более 10 лет Гойя прожил в Италии, после чего вернулся на родину и поселился в Мадриде. Там он рисовал картоны для Королевской шпалерной мануфактуры (ил. 2), писал портреты (ил. 3) и картины на религиозные темы.
В 1790-е гг. здоровье Гойи ухудшилось, что сказалось на его творчестве. Художник создал серию из 80 офортов «Капричос» (исп. caprichos– фантазия) (ил. 4, ил. 5, ил. 6, ил. 7), обличающих людские пороки: невежество, распущенность, жестокость. В гравюрах причудливо переплетается реальное и фантастическое.
В 1799 г. Гойя получил должность первого придворного живописца и написал портрет семьи Карла IV (ил. 8), в котором показал ничтожность многих изображенных лиц. В это же время художник создал одну из самых известных своих вещей – «Маху обнаженную» (ил. 9). Позже он написал «Маху одетую» (ил. 10).
После оккупации Испании французскими войсками (1808 г.) Гойя создал цикл из 82 офортов «Бедствия войны» (ил. 11, ил. 12, ил. 13). Сюжеты этой серии пронизаны ненавистью к жестокостям войны и состраданием к ее невинным жертвам.
После освобождения Испании от французов Гойя запечатлел события мадридского восстания 1808 г. на двух полотнах: «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» (ил. 14) и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (ил. 15).
В эти годы художник создал ряд портретов своих современников, в которых воплотил романтический идеал свободной личности (ил. 16).
Гойя умер во Франции, куда бежал, опасаясь преследований испанских властей и инквизиции. Спустя девяносто лет прах художника был перезахоронен в мадридской церкви Сан-Антонио де ла Флорида, которую он когда-то расписал (ил. 17, ил. 18).