РУБРИКАТОР

Искусство России первой трети XX века

Живопись

«Ослиный хвост»

В 1912 г. от «Бубнового валета» откололась группа художников, которая организовала в помещении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (ил. 120) собственную выставку под названием «Ослиный хвост». На ней были представлены работы М.Ф. Ларионова, Н.С. Гончаровой, В.Е. Татлина и некоторых других живописцев. Они ориентировались в основном на русские художественные традиции. Образцом для них служила уличная вывеска (ил. 121), детский рисунок (ил. 122), лубок (ил. 123).

Из всех художественных течений начала XX в. ближе всего художникам «Ослиного хвоста» был примитивизм (ил. 124, ил. 125). Ярким примером тому может служить картина Михаила Федоровича Ларионова (ил. 126) «Отдыхающий солдат» (ил. 127). Она написана в нарочито упрощенной манере, что делает образ солдата весьма выразительным. Художник создал немало картин со сценами армейской жизни (ил. 128, ил. 129).

В начале 1910-х гг. Ларионов разработал одну из первых концепций абстрактного искусства – лучизм (ил. 130). Иногда в своих картинах художник использовал коллаж (ил. 131).

Наталья Сергеевна Гончарова (ил. 132, ил. 133) написала серию полотен на тему крестьянской жизни (ил. 134, ил. 135, ил. 136). На картине «Мытье холста» (ил. 137) показаны две женщины на фоне сельского пейзажа. Примитивное изображение крестьян вполне соответствует простому характеру их жизни и труда.

Некоторые картины Гончаровой очень декоративны (ил. 138). Есть в ее творчестве работы, созданные под влиянием футуризма (ил. 139).

Художники «Ослиного хвоста» смело выходили за рамки традиционного изобразительного искусства. Владимир Евграфович Татлин (ил. 140) помимо занятий живописью (ил. 141) создавал контррельефы – абстрактные объемные композиции из «неживописных» материалов (ил. 142, ил. 143).