Абстрактное искусство, абстракционизм (от лат. abstractus – отвлеченный) (ил. 1) – направление в изобразительном искусстве XX в., беспредметная живопись.
Абстрактный экспрессионизм (ил. 2) – одно из течений абстрактного искусства, возникшее в США в 1940-е гг.
Авангард (фр. avant-garde – передовой отряд) – новаторское движение в художественной культуре XX в., для которого характерен разрыв с художественными традициями прошлого.
Аналитическое искусство (ил. 3) – художественный метод, разработанный русским художником П.Н. Филоновым.
Аппликация (от лат. applicatio – прикладывание) (ил. 4) – способ создания изображений путем нашивания, наклеивания на ткань или бумагу кусков какого-либо материала (бумаги, ткани и т.п.) другого цвета и фактуры.
Ассамбляж (франц. assemblage – соединение, набор) (ил. 5) – техника изобразительного искусства, родственная коллажу, но использующая объемные детали или целые предметы, скомпонованные на плоскости как картина.
Гиперреализм (ил. 6) – направление в искусстве, возникшее в середине 1960-х гг. в США и основанное на детальном копировании фотографии, увеличенной до размеров большого полотна.
Дадаизм – литературно-художественное движение, возникшее в европейском искусстве во время Первой мировой войны.
Деконструктивизм (ил. 7) – направление в современной архитектуре, для которого характерны нарочито изломанные, деструктивные формы.
Дизайн (от англ. design – проект, замысел) – искусство художественного конструирования предметов: мебели, бытовой техники, транспортных средств и т.п.
Дом-коммуна (ил. 8) – особый тип социалистического жилища, получивший распространение в 1920-е гг. в СССР.
Инсталляция (англ. installation – установка, монтаж) (ил. 9) –в концептуальном искусстве художественная композиция, составленная из бытовых предметов, фабричных изделий, природных объектов.
Кинетическое искусство (от греч. kinetikos – приводящий в движение) – направление в искусстве второй половины XX в.
Коллаж (фр. collage – приклеивание, наклейка) (ил. 10) – техника создания картины при помощи наклеек на нее газетных вырезок, цветной бумаги, кусков ткани, дерева и т.п.
Конструктивизм (ил. 11) – направление в советском искусстве 1920-х гг., главным образом в архитектуре. Ср. функционализм.
Контррельеф (ил. 12) – 1) углубленный рельеф; 2) композиция из дерева, стекла, бумаги, листов железа, проволоки и т.д., получившая распространение в искусстве русского авангарда как развитие идеи коллажа.
Концептуальное искусство, концептуализм (от лат. conceptus – мысль, представление) – направление в искусстве второй половины XX в.
Кубизм (ил. 13) – направление в изобразительном искусстве начала XX в., основателями которого были художники П. Пикассо и Ж. Брак.
Лучизм (ил. 14) – живописный метод, разработанный русским художником М.Ф. Ларионовым и близкий абстрактному искусству.
Модерн (от франц. moderne – современный) (ил. 15) – художественный стиль, получивший распространение в конце XIX – начале XX в.
Неопластицизм (ил. 16) – одно из течений абстрактного искусства, основателем которого был голландский художник П. Мондриан.
Неорусский стиль (ил. 17) – стилизаторское течение внутри русского модерна, ориентировавшееся на средневековую русскую архитектуру.
Неофициальное искусство – искусство, существовавшее в СССР во второй половине XX в. и не пользовавшееся признанием государства.
Оп-арт (сокращение от англ. optical art – оптическое искусство) (ил. 18) – одно из течений абстрактного искусства, сложившееся во второй половине XX в. и использующее различные оптические иллюзии.
Орфизм (ил. 19) – одно из течений абстрактного искусства, основателем которого был французский художник Р. Делоне.
Панно (ил. 20) – декоративное по характеру произведение живописи, прикрепленное к стене или потолку.
Перформанс (англ. performance – представление, выступление) (ил. 21) – короткое представление, совершаемое художником перед публикой в галерее или музее по заранее продуманному сценарию. Ср. хэппенинг.
Поп-арт (англ. pop art, сокращение от popular art – популярное искусство) (ил. 22) – направление в искусстве 1950–60-х гг., получившее особенно широкое распространение в США.
Примитивизм (от лат. primitivus – первый, самый ранний) (ил. 23) – направление в изобразительном искусстве конца XIX – XX в.
Реди-мейд (от англ. ready – готовый и made – сделанный) (ил. 24) – прием в искусстве, состоящий в экспонировании предметов промышленного производства.
Сезаннизм – течение в живописи начала XX в., ориентировавшееся на художественное наследие французского художника П. Сезанна.
Серебряный век – плодотворный этап в развитии русской художественной культуры, пришедшийся на начало XX в.
Символизм – направление в литературе и изобразительном искусстве конца XIX – начала XX в.
Соц-арт (буквально – социалистическое искусство, от англ. art – искусство) (ил. 25) – художественное направление в советском искусстве 1970–80-х гг.
Социалистический реализм – художественный метод и официальное направление в советском искусстве.
Сталинский ампир (ил. 26) – название стиля советской архитектуры 1930-х – начала 1950-х гг.
Супрематизм (от лат. supremus – наивысший) (ил. 27) – одно из течений абстрактного искусства, основателем которого был русский художник К.С. Малевич.
Суровый стиль (ил. 28) – направление в советском изобразительном искусстве конца 1950-х – 1960-х гг.
Сюрреализм (франц. surrealisme – сверхреальность) (ил. 29) – художественное течение, сформировавшееся в 1920-е гг. во Франции.
Фовизм (от франц. fauve – дикарь) (ил. 30) – направление во французском искусстве XX в., основателем которого был художник А. Матисс.
Фотореализм – то же, что гиперреализм.
Функционализм (ил. 31) – направление в зарубежной архитектуре 1920-х гг., соответствовавшее советскому конструктивизму.
Футуризм (от лат. futurum – будущее) – направление в европейской литературе и изобразительном искусстве начала XX в.
Хай-тек (англ. hi-tech, сокращение от англ. high technology – высокая технология) (ил. 32) – направление в архитектуре последней трети XX в., эстетически осваивающее инновационные разработки науки и техники.
Хэппенинг (англ. happening – случающееся, происходящее) – театрализованное действо, совершаемое художником в городской среде или на природе без определенного сценария. Ср. перформанс.
Экспрессионизм (от лат. expressio – выражение) (ил. 33) – направление в изобразительном искусстве первых десятилетий XX в., особенно ярко проявившееся в Германии и Австрии.