Немногие русские художники имели при жизни такую громкую славу, как Карл Павлович Брюллов (1799–1852 гг.) (ил. 27). Он родился в семье преподавателя Академии художеств, чьи далекие предки-гугеноты бежали из католической Франции и поселились в России.
Карл окончил Академию художеств и уехал в Италию продолжать образование. Там он написал картину «Итальянский полдень» (ил. 28). Художник осмелился нарушить академические каноны красоты и выбрал в качестве модели пышущую здоровьем и радостью молодую женщину-итальянку, срывающую виноградную гроздь.
В Италии Брюллов познакомился с русской аристократкой графиней Ю.П. Самойловой (ил. 29), которая стала его близким другом и покровителем. По заказу Самойловой Брюллов написал знаменитую «Всадницу» (ил. 30), на которой изображены воспитанницы бездетной графини – сестры Джованина и Амацилия Пачини.
Самая известная картина Брюллова – «Последний день Помпеи» (ил. 31). Три года художник изучал источники, делал эскизы, продумывал композицию, еще три года работал над огромным полотном. Впервые в русской исторической живописи героем картины стала не конкретная личность, а народ.
Брюллов прославился как выдающийся портретист. Примером может служить портрет баснописца И.А. Крылова (ил. 32). На первый взгляд перед нами сибарит и чревоугодник, лениво расположившийся на диване. Однако пытливый взгляд умных глаз Крылова многое говорит о другой стороне его натуры.
Одна из лучших работ Брюллова – портрет итальянского археолога Микеланджело Ланчи (ил. 33). Художник сумел тонко передать интеллект этого человека. Благородное старческое лицо одухотворено мыслью.
Умер Брюллов в Италии в 1852 г. (ил. 34).