РУБРИКАТОР

Искусство Голландии XVII века

Живопись

 

Общая характеристика. XVII столетие считается «золотым веком» голландской живописи. В это время в Голландии работало целое созвездие выдающихся художников: Рембрандт, Халс, Вермеер.

Поскольку кальвинизм, признанный государственной религией Голландии, отвергал церковное изобразительное искусство, преобладание получила светская живопись.  

Окружающий мир стал главным объектом изображения для голландских художников. В живописи утвердился реализм. Ведущее место заняли такие жанры, как бытовой, портрет, пейзаж, натюрморт. Причем в каждом жанре существовали свои подразделения. Так, например, среди пейзажистов были маринисты, изображавшие море, и живописцы, предпочитавшие виды равнин и лесных чащ. Среди мастеров жанровой живописи выделялись художники, изображавшие горожан, крестьян, сцены пирушек и домашнего быта. Появились различные виды натюрморта – «завтраки», «десерты», «лавки».

Монументальная живопись в отличие от станковой не получила распространения. Картины стали модным товаром, голландские бюргеры охотно украшали ими интерьеры своих домов.

 

Халс. С Франса Халса (около 1580–1666 гг.) (ил. 1) начинается расцвет голландской живописи. Он родился в Антверпене, но после захвата города испанцами вместе с родителями переехал в Харлем, где прожил всю жизнь. Там Халс вступил в гильдию Святого Луки, а позже стал ее президентом.

Халс работал в основном как портретист. С равным успехом он писал большие групповые портреты (ил. 2), семейные (ил. 3), индивидуальные камерные портреты (ил. 4). Халс одним из первых стал писать портреты людей из народа (ил. 5, ил. 6) – крестьян, рыбаков, нищих, завсегдатаев харчевен.

Халс расширил рамки портрета введением в него сюжетных элементов, запечатлевая портретируемых в действии, в конкретной жизненной ситуации, акцентируя точно схваченные жест, позу, мимику. Цветовая палитра художника кажется небогатой, в ней преобладает черный цвет (голландцы, отличавшиеся пуританскими нравами, носили одежду преимущественно черного цвета). Однако художник Ван Гог заметил, что у Халса «есть не меньше двадцати семи различных оттенков черного».

На старости лет Халс впал в нужду и умер в харлемской богадельне (ил. 7) в возрасте около 86 лет. Незадолго до смерти он написал групповой портрет ее регентов (ил. 8).

 

Рембрандт. Рембрандт Харменс ван Рейн (1600–1669 гг.) (ил. 9) признан одним из величайших мастеров в истории мировой живописи. Он родился в городе Лейдене в семье владельца мельницы. С 13 лет начал учиться живописи.

В 1631 г. Рембрандт перебрался в Амстердам, где женился на Саскии ван Эйленбюрх, которую затем часто изображал на картинах и рисунках (ил. 10, ил. 11).

Имея много заказов, Рембрандт разбогател и купил себе дом (ил. 12).

Рембрандт создал немало выдающихся полотен на библейские и мифологические темы: «Пир Валтасара» (ил. 13), «Жертвоприношение Авраама» (ил. 14), «Даная» (ил. 15, ил. 16).

Рембрандт считается одним из величайших портретистов (ил. 17, ил. 18). Он был непревзойденным мастером психологического портрета, который в исполнении Рембрандта получил название портрет-биография. Самая известная картина художника, представляющая собой коллективный портрет, – «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинка Кока», позже названная «Ночной дозор» (ил. 19, ил. 20).

Рембрандт прославился как выдающийся мастер гравюры (ил. 21, ил. 22, ил. 23).

В 1656 г. Рембрандт был объявлен банкротом. Ему пришлось продать дом и все имущество и переехать в бедный еврейский квартал Амстердама. Однако и там художник продолжал создавать шедевры, одним из которых стала картина «Возвращение блудного сына» (ил. 24).

В 1669 г., пережив жену Саскию, новую возлюбленную Хендрикье Стоффелс и почти всех своих детей, Рембрандт умер. Художника скромно похоронили в амстердамской церкви Вестеркерк (ил. 25). Со временем его могила затерялась.

 

Вермеер. Ян Вермеер (по прозвищу Дельфтский) (1632–1675 гг.) (ил. 26) прославился как мастер бытового жанра (ил. 27) и портретист (ил. 28). Он родился и всю жизнь прожил в городе Делфте (ил. 29), откуда получил свое прозвище. Отец художника был ткачом, позже ставший трактирщиком.

Наследие Вермеера невелико – около 40 картин: бытовые сценки (ил. 30, ил. 31), пейзажи (ил. 32), портреты. Художника отличала удивительная способность превращать обыденную житейскую сценку в изысканное зрелище. Кроме того, он обладал редким колористическим дарованием.

К концу жизни Вермеер оказался на грани разорения. Он умер, оставив наследникам долги. Художника похоронили в церкви Аудекерк в Делфте (ил. 33, ил. 34).

В России картин Вермеера нет.

 

Натюрморт. В XVII в. в Голландии большую популярность получил натюрморт. Его признанными мастерами были такие художники, как Питер Хеда, Виллем Клас Хеда, Виллем Калф.

Голландский натюрморт имел множество разновидностей: «цветы и фрукты» (ил. 35), «завтраки» (ил. 36), «десерты» (ил. 37), изображения рыб, птиц. Иногда художники включали в натюрморты редкие предметы: морские раковины, экзотические фрукты, китайский фарфор (ил. 38). Во многих натюрмортах ощущается недавнее присутствие человека (ил. 39). В отличие от фламандцев, голландцы писали небольшие по размерам натюрморты, в которых демонстрировали мастерство композиции, виртуозное умение передавать цвет, объем, фактуру каждого предмета.

Нередко художники закладывали в натюрморты символический смысл, понятный людям того времени (ил. 40). На бренность земного существования намекали увядающие цветы, свеча, часы; на любовную интригу указывали письмо и музыкальные инструменты; о грехопадении Адама напоминало яблоко, об искупительной жертве Христа – виноград.  

 

Пейзаж. В XVII в. достигла расцвета голландская пейзажная живопись. Самым ярким ее представителем считается Якоб Исаак ван Рёйсдал, работавший в Харлеме и Амстердаме. Он писал равнины (ил. 41), лесные чащи (ил. 42), морские пейзажи (марины) (ил. 43), реже виды сел и городов (ил. 44). Большое внимание художник уделял изображению неба – огромного, покрытого клубящимися облаками.

Рёйсдал стремился к передаче различных состояний природы. Некоторые пейзажи художник наделял романтическим настроением, включая в них изображения водопадов (ил. 45), руин (ил. 46).