Витражи. Живопись готики представлена в основном искусством витража и книжной миниатюры. В XII–XIII вв. витражи вытеснили фрески (ил. 1). Расположение витражей в храме придерживалось определенного правила (ил. 2). Северный фасад храма украшался изображениями на темы Ветхого Завета, южный – Нового Завета. Западный фасад был отдан теме Страшного суда. В апсиде помещались витражи, рассказывающие о рождении, страданиях (страстях), воскресении и вознесении Иисуса Христа.
В центре западного фасада находилась роза – огромное круглое окно (ил. 3, ил. 4). Розы помещались также по торцам трансепта. Из всех готических храмов Франции средневековые витражи лучше всего сохранились в Шартрском соборе (ил. 5, ил. 6, ил. 7, ил. 8). Уникально витражное убранство храма Сент-Шапель в Париже (ил. 9, ил. 10, ил. 11).
Витражи изготавливали из цветного стекла, которое выплавляли в специальных мастерских (ил. 12). Раскаленным железным острием листы стекла по нанесенному рисунку разрезали на нужные фрагменты. Вырезанные куски временно скреплялись, ставились против света, чтобы темной краской нанести мазки, выявляющие основной объем и детали изображения (ил. 13). После этого стекла обжигали. Готовые фрагменты витража закрепляли в свинцовые переплеты (ил. 14) и вставляли в железные рамы, которые устанавливались в оконных проемах (ил. 15).
Книжная миниатюра. Франции принадлежала ведущая роль в развитии средневековой книжной миниатюры. Замечательным образом этого искусства является иллюстрированная рукопись XV в. «Великолепный часослов герцога Беррийского». Среди множества ее миниатюр особым мастерством исполнения выделяются 12 изображений из цикла «Времена года». Они были заказаны герцогом Беррийским художникам братьям Полю, Жану и Герману Лимбургам, выходцам из Голландии. На миниатюрах изображены сцены развлечений знати (ил. 16, ил. 17, ил. 18) и сезонных крестьянских работ (ил. 19, ил. 20, ил. 21). Рисунки дают представление о жизни людей того времени.