РУБРИКАТОР

Искусство Древнего Рима

Архитектура

Общая характеристика. Среди всех видов искусства Древнего Рима ведущее место занимала архитектура. Римляне вслед за греками широко использовали архитектурный ордер (ил. 2), причем к трем основным ордерам добавили еще два – тосканский и композитный. Тосканский ордер вырос из дорического (ил. 3), но в отличие от него тосканская колонна имеет базу, а ее ствол лишен каннелюр. Кроме того, фриз в тосканском ордере гладкий, без рельефа. Композитный ордер возник в результате соединения коринфского и ионического: капитель композитной колонны, украшенная стилизованными листьями аканта, дополнена четырьмя волютами (ил. 4).

Римляне в отличие от греков широко использовали арку (ил. 5), а также свод (ил. 6) и купол (ил. 7). Аркады (ил. 8) стали визитной карточкой римской архитектуры. Римляне впервые стали широко применять в строительстве бетон, комбинируя его с камнем и кирпичом. Это позволяло возводить здания больших размеров и разнообразных форм.

Из общественных зданий в Древнем Риме широкое распространение получили храмы (ил. 9), базилики (ил. 10) и термы (ил. 11). Строились также амфитеатры (ил. 12), театры, цирки, дворцы (ил. 13), триумфальные арки (ил. 14) и триумфальные колонны (ил. 15).

 

Древний Рим. В начале нашей эры Рим был крупнейшим городом Европы (ил. 16), в котором проживало более 1 млн человек. В республиканское время в центре Рима был построен Римский форум (форум Романум) (ил. 17, ил. 18, ил. 19) – торговая площадь, на которой протекала общественная жизнь. Здесь заседали народное собрание (комиций) и Сенат (ил. 20), для которого Юлий Цезарь построил базилику (ил. 21). С одной стороны к форуму примыкал табуларий (ил. 22, ил. 23) – здание государственного архива. На форуме стояло несколько храмов, в том числе храм Весты (ил. 24, ил. 25), в котором постоянно горел священный огонь (ил. 26), олицетворявший неугасающую жизнь древнего города. Тут же стояли ростральные колонны (ил. 27), украшенные носами захваченных вражеских кораблей, – память о выигранных Римом морских сражениях. На форуме находился Золотой мильный камень (нулевой километр) (ил. 28) – колонна, с которой начинался отсчет расстояния всех римских дорог. На нем были написаны названия столиц римских провинций и указано расстояние до них. Ораторы, приходившие на форум, выступали с ростральной трибуны (ил. 29), украшенной носами вражеских кораблей.

Рим был одним из самых благоустроенных античных городов. Его главные улицы и площади мостили камнем (ил. 30). В городе работал водопровод, который снабжался водой благодаря акведукам (ил. 31). Рим имел также канализацию, важнейшей частью которой была Большая клоака (клоака Максима) (ил. 32).

В III в. н. э., при императоре Аврелиане, Рим был обнесен мощными каменными стенами (ил. 33).

 

Древнеримский жилой дом. Древнеримские города (ил. 34) знали два основных типа жилища – домус и инсула. Домус (ил. 35) был рассчитан на одну состоятельную семью. Вход с улицы пролегал через вестибюль и коридор в атрий (атриум), который считался центральным помещением домуса (ил. 36, ил. 37). Вокруг атрия (ил. 38) группировались остальные помещения: таблиний – гостиная, триклиний – столовая (ил. 39), кухня, ларарий – комната с алтарем (ил. 40) для поклонения домашним богам-ларам. Над атрием (ил. 41) в крыше имелось прямоугольное отверстие (комплювий) для стока дождевой воды, которая скапливалась в специальном бассейне – имплювии. В задней части дома находился перистиль (ил. 42) – открытый дворик с садиком, обнесенный колоннадой.

Другой тип древнеримского жилища, инсула (ил. 43, ил. 44), представлял собой многоэтажный (до пяти этажей) дом с десятками комнат и квартир, которые предназначались для сдачи в наем. Верхние этажи, куда вела лестница (ил. 45), занимали бедные люди, нижние – зажиточные, проживавшие в более комфортных условиях. Первый этаж отводился под торговые лавки (ил. 46, ил. 47), ремесленные мастерские (ил. 48) и трактиры (термополии) (ил. 49). Инсулы строили тесно, стена к стене, поэтому плотность городского населения была довольно высокой.

 

Базилика Максенция и Константина. В римской архитектуре широкое применение нашла базилика – тип вытянутого, прямоугольного в плане здания, разделенного внутри продольными рядами колонн на несколько проходов – нефов (ил. 50, ил. 51). Средний неф делался выше остальных и освещался через окна, расположенные над боковыми нефами. Один из торцов базилики завершался полукруглым выступом – апсидой.

Базилика, построенная императорами Максенцием и Константином, является самым большим зданием Римского форума (ил. 52). Высота ее сводов составляет 39 м, а площадь – 4 тыс. кв. м. Образцом для базилики Максенция и Константина послужили термы Каракаллы (см. ниже). В базилике поклонялись богам, здесь также заседал городской совет. В апсиде здания была установлена колоссальная статуя императора Константина (ил. 53).

 

Колизей. Амфитеатр Флавиев (ил. 54, ил. 55), прозванный за свои огромные размеры Колизеем (от лат. Colloseus – огромный), принадлежит к новому типу зданий, отличному от греческих и римских театров. Он представляет собой чашу эллипсовидной формы (188 на 156 м), окруженную стеной (ил. 56). Колизей мог вместить свыше 50 тыс. зрителей (самый большой античный амфитеатр). Здание строилось в течение восьми лет из камня (травертина) и кирпича. Снаружи стена (высотой 48 м) украшена тремя ордерными аркадами, расположенными одна над другой с учетом архитектоники: нижняя (наиболее тяжелая) – дорическая, средняя – ионическая, верхняя (наиболее легкая) – коринфская (ил. 57). Под ареной находились коридоры, клетки для зверей, помещения для хранения реквизита (ил. 58, ил. 59). В солнечный день над чашей амфитеатра натягивали парусиновый навес – велум. Здание Колизея отличается функциональностью: множество коридоров (ил. 60, ил. 61), лестниц и 80 входов позволяли заполнить его всего за 15 минут.

В Колизее проводили гладиаторские поединки (ил. 62), устраивали морские сражения, бои людей с дикими животными, травили хищниками первых христиан (ил. 63).

 

Триумфальные арки. В честь военных побед императоров римляне начали строить триумфальные арки. Одной из первых была возведена арка Тита (ил. 64), ставшая образцом для многих других подобных сооружений. Она была поставлена рядом с Римским форумом в память о завоевании Иерусалима (ил. 65). Арку венчает аттик, на котором сделана надпись-посвящение Титу «От сената и римского народа». В аттике после смерти Тита была установлена урна с его прахом.

После победы над Максенцием император Константин в честь своего военного триумфа поставил недалеко от Колизея трехпролетную арку (ил. 66), которую украсили барельефы со сценами сражений (ил. 67).

 

Колонна Траяна. Император Траян, при котором Рим достиг наибольшего могущества, построил новый форум (ил. 68), самый богатый из всех императорских форумов. На нем была установлена 38-метровая триумфальная колонна (ил. 69). Ее по спирали опоясывает скульптурный фриз (ил. 70), рассказывающий о завоевании Траяном Дакии (ил. 71). Наверху колонны была установлена статуя императора-триумфатора, замененная в XVI в. фигурой апостола Петра.

 

Пантеон. При императоре Адриане в Риме был построен Пантеон – «храм всех богов» (ил. 72). Здание, дошедшее до нас практически без изменений, представляет собой цилиндр с пристроенным к нему глубоким портиком (ил. 73, ил. 74). Главная особенность Пантеона – огромный полусферический купол диаметром 43 м (ил. 75), возведенный из бетона и кирпича. Его сооружение представляло сложнейшую для того времени инженерную задачу. В центре купола проделано круглое отверстие диаметром 9 м, через которое свет проникает внутрь в виде гигантского луча (ил. 76). Пантеон построен из камня, кирпича и бетона, а внутри отделан цветным мрамором.

 

Термы Каракаллы. Посещение терм (общественных бань) было любимым развлечением древних римлян. В начале III в. н. э. император Каракалла построил на окраине Рима термы (ил. 77, ил. 78, ил. 79), сразу сделавшиеся достопримечательностью города. Комплекс имел размеры 150 на 200 м, а его высота достигала 30 м (ил. 80). Колоссальное здание, построенное из камня и бетона, покоилось на одноэтажной террасе. Снаружи и внутри термы были облицованы мрамором, а полы выстланы мозаикой (ил. 81). Помещения и окружающий здание парк украшала скульптура (ил. 82).

Термы представляли собой культурно-оздоровительный комплекс (ил. 83), включавший в себя холодные, теплые и горячие банные помещения, бассейн, комнаты для собраний, палестры (площадки для занятий гимнастикой), стадион и библиотеку.

 

Помпеи. Древнеримский город Помпеи, расположенный на юге Италии, в 79 г. н. э. был погребен под многометровым слоем пепла в результате извержения вулкана Везувий (ил. 84, ил. 85). Его раскопки начались в 1748 г. (ил. 86). Помпеи имели регулярную планировку (ил. 87), в основе которой лежала схема разбивки древнеримского военного лагеря (ил. 88). Улицы в городе были прямыми, достаточно широкими, по сторонам их обрамляли фасады домов (ил. 89). В Помпеях, население которого составляло около 10 тыс. человек, имелся обширный форум (ил. 90), несколько храмов, амфитеатр (ил. 91), способный вместить всех горожан, два театра (ил. 92), трактиры (ил. 93), пекарни (ил. 94), термы и т. п.

Хорошо сохранилась вилла Мистерий (ил. 95, ил. 96), расположенная в окрестностях Помпей. Она дает представление об устройстве богатого загородного дома с атриумом (ил. 97) и перистилем (ил. 98). Стены жилых и парадных помещений виллы были расписаны фресками (ил. 99) (см. раздел «Живопись»).