РУБРИКАТОР

Готическое искусство

Словарь терминов

Аббатство (ил. 1) – католический монастырь.
Алтарь (от лат. altaara – высокий жертвенник) (ил. 2) – в католическом храме жертвенный стол (престол), а также стенка над этим столом с религиозной живописью или скульптурой.
Апсида (греч. apsis – свод, арка) (ил. 3) – в храме алтарный выступ, ориентированный на восток.
Арка (от лат. arcus – лук, дуга) (ил. 4) – архитектурная конструкция в виде двух опор с перекинутой между ними дугой. См. стрельчатая арка.
Аркада (ил. 5) – ряд арок.
Аркбутан (ил. 6) – в готическом зодчестве наружная подпорная полуарка, передающая распор свода на контрфорс.
Архивольт (ил. 7) – выступающая из стены дуга арки.
Базилика (греч. царский дом) (ил. 8) – прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами опор на нефы.
Баптистерий (ил. 9) – отдельно стоящее здание или помещение в храме для совершения таинства крещения; крещальня.
Барбакан (ил. 10) – отдельно стоящее фортификационное сооружение, защищающее вход в замок или крепость.
Барельеф (ил. 11) – плоский рельеф, в котором скульптурное изображение выступает над плоскостью фона менее чем наполовину своего реального объема (ср. горельеф).
Венец капелл (ил. 12) – ряд капелл, расположенный вокруг хора и алтаря вдоль деамбулатория.
Витраж (ил. 13) – произведение живописи, выполненное из цветного стекла и рассчитанное на сквозное освещение.
Герса (ил. 14) – опускающаяся металлическая решетка в крепостных воротах.
Горельеф (ил. 15) – высокий рельеф, в котором скульптурное изображение выступает над плоскостью фона более чем наполовину своего реального объема (ср. барельеф).
Деамбулаторий (ил. 16) – обходная галерея вокруг алтарной части храма.
Донжон (ил. 17) – отдельно стоящая башня в замке, служившая последним убежищем при штурме.
Дормиторий (ил. 18) – спальное помещение в католическом монастыре.
Замок (ил. 19) – укрепленное жилище феодала.
Капелла (ил. 20) – часовня или небольшой храм, стоящий отдельно или встроенный в объем собора. См. венец капелл.
Капитул – общее собрание членов монашеского ордена.
Клуатр (ил. 21) – внутренний монастырский двор, окруженный галереями.
Книжная миниатюра (ил. 22) – рисунок в рукописной книге. Слово произошло от лат. «minium» – так называлась красная краска, которой расцвечивали средневековые рукописи.
Контрфорс (ил. 23) – подпорная стенка или выступ стены, примыкающий перпендикулярно к стене здания для придания ей прочности и устойчивости.
Крестовый свод (ил. 24) – свод, образованный пересечением двух полуцилиндров равного диаметра и передающий нагрузку на боковые опоры.
Крипта (ил. 25) – подземное или полуподземное помещение в храме, используемое для погребения знатных лиц.
Купол (ил. 26) – разновидность свода, часто имеющая форму полусферы.
Мандорла (итал. mandorla – миндалина) (ил. 27) – сияние в виде овала вокруг фигуры Иисуса Христа, символ божественного света.
Машикули (ил. 28) – нависающие над крепостной стеной бойницы, позволявшие вести огонь по противнику, находившемуся у подножия стены.
Миниатюра – см. книжная миниатюра.
Нартекс (ил. 29) – входное помещение, примыкающее к западной части храма.
Нервюры (от лат. nervus – жила, сухожилие) (ил. 30) – в готической постройке выступающие ребра свода, служащие основой его конструкции.
Неф (от лат. navis – корабль) (ил. 31) – часть внутреннего пространства храма, заключенная между рядами колонн, между рядом колонн и стеной.
Пергамент (пергамен) – кожа специальной выделки, использовавшаяся в Средние века как материал для письма. Название происходит от древнего города Пергам в Малой Азии.
Пинакль (ил. 32) – декоративная башенка, увенчанная фиалом, которая ставилась наверху контрфорсов готических храмов.
Портал (от лат. porta – вход, ворота) (ил. 33) – архитектурно оформленный вход в здание.
Притвор – см. нартекс.
Рельеф (ил. 34) – вид скульптуры, располагающийся на плоскости (например, стене здания), служащей ему фоном (см. барельеф, горельеф).
Рефекторий (ил. 35) – столовое помещение в католическом монастыре.
Ризница – см. сакристия.
Роза (ил. 36) – большое круглое окно на фасадах романских или готических храмов, которое обычно украшалось витражом.
Сакристия (от лат. sacer – священный) – помещение в католическом храме, служащее местом облачения священнослужителей и хранилищем церковной утвари; ризница.
Свод (ил. 37) – в каменном зодчестве криволинейное перекрытие, опирающееся на стены, арки. См. цилиндрический свод.
Скрипторий (ил. 38) – мастерская в монастыре, где монахи занимались переписыванием книг и украшением их миниатюрами.
Средокрестие (ил. 39) – в храме место пересечения главного нефа и трансепта.
Страшный суд (ил. 40) – последний суд, совершаемый Богом над людьми для выявления праведников и грешников. Сцена Страшного суда часто изображалась на западном фасаде романских и готических храмов.
Стрельчатая арка (ил. 41) – разновидность арки, состоящей из двух дуг, пересекающихся под некоторым углом. Широко использовалась в готической архитектуре.
Тимпан (ил. 42) – поле стены, ограниченное сверху аркой.
Трансепт (ил. 43) – поперечный неф в храме, пересекающий основной под прямым углом.
Фахверк (нем. Fach – панель, секция, Werk – сооружение) (ил. 44) – тип строительной конструкции, получивший широкое распространение в Средние века.
Фиал (ил. 45) – декоративное островерхое завершение пинакля.
Хор (ил. 46) – восточная часть храма перед алтарем, предназначенная для духовенства.
Цилиндрический свод (ил. 47) – свод, имеющий в поперечном разрезе форму полуокружности.
Шпиль (ил. 48) – завершение здания в виде сильно вытянутого вверх конуса или пирамиды.