РУБРИКАТОР

Советское искусство

Живопись

Искусство 1930-х – 1950-х годов

В 1934 г. в Москве прошел Первый Всесоюзный съезд советских писателей (ил. 59), на котором главный сталинский идеолог А.А. Жданов (ил. 60) изложил основные положения метода социалистического реализма. Им теперь должны были руководствоваться все мастера искусств.

Социалистический реализм предлагал брать темы из революционного прошлого (ил. 61) или социалистического настоящего (ил. 62). Лучшими героями художественных произведений объявлялись рабочие (ил. 63), колхозники (ил. 64), коммунисты (ил. 65), комсомольцы (ил. 66). Первостепенное значение социалистический реализм придавал идейному содержанию.

Несмотря на господство соцреализма, талантливые художники и скульпторы продолжали создавать выдающиеся произведения искусства. К лучшим из советских живописцев принадлежал Павел Дмитриевич Корин (1892–1967 гг.) (ил. 67). Он родился в селе Палех (ил. 68), жители которого издавна занимались иконописным промыслом. Окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Корин остался в нем в качестве преподавателя.

В конце 1920-х гг. Корин приступил к работе над большой картиной, содержанием которой была уходящая в прошлое православная Россия. Первоначально художник назвал ее «Реквием», но затем по совету А.М. Горького (ил. 69) переименовал в «Русь уходящую» (ил. 70). Работа над полотном продолжалась с перерывами 30 лет. Павел Дмитриевич написал множество портретных этюдов (ил. 71, ил. 72, ил. 73), каждый из которых может считаться самостоятельным произведением. К сожалению, работа осталась незаконченной.

В 1930–50-е гг. Корин создал портретную галерею своих выдающихся современников (ил. 74, ил. 75, ил. 76, ил. 77).

Другим замечательным портретистом был Михаил Васильевич Нестеров (1862–1942 гг.) (ил. 78). До революции он прославился главным образом как религиозный живописец, автор серии картин, посвященных Сергию Радонежскому (ил. 79).

В советское время, когда стало невозможным заниматься религиозной живописью, Михаил Васильевич переключился на портретную. Он создал целую галерею образов выдающихся деятелей науки и культуры: художников братьев П.Д. и А.Д. Кориных (ил. 80) и В.М. Васнецова (ил. 81), скульпторов И.Д. Шадра (ил. 82) и В.И. Мухиной (ил. 83), академика И.П. Павлова (ил. 84) и других. Каждый из персонажей Нестерова одухотворен своим трудом.

Советский скульптор Вера Игнатьевна Мухина (ил. 85) родилась в Риге. Художественное образование еще до революции получила в России и во Франции. Затем преподавала в ряде советских художественных вузов, занималась монументально-декоративной скульптурой. Главным творением Мухиной является скульптура «Рабочий и колхозница» (ил. 86), впервые показанная в 1937 г. на Всемирной выставке в Париже (ил. 87). Проект советского павильона (ил. 88) разработал архитектор Б.М. Иофан, предложивший увенчать его скульптурной композицией: мужчина и женщина, держащие в руках серп и молот.

Идею Иофана талантливо воплотила Мухина (ил. 89). Композицию из двух человеческих фигур, в едином порыве устремленных вперед, она позаимствовала из античного искусства (ил. 90). Чтобы придать фигурам больше динамики, скульптор поместила за спиной колхозницы развивающийся шарф (ил. 91). При создании 25-метрового монумента едва ли не впервые использовали нержавеющую сталь (ил. 92). Скульптура «Рабочий и колхозница» стала одним из символов советского искусства.

В годы Великой Отечественной войны в Москве работали «Окна ТАСС» (ТАСС – Телеграфное агентство Советского Союза), выпускавшие агитационные плакаты (ил. 93). Со стен домов (ил. 94) плакаты призывали к борьбе с врагом (ил. 95, ил. 96, ил. 97).

В «Окнах ТАСС» трудились художники А.А. Дейнека, Г.Г. Нисский, Кукрыниксы. Уже на второй день войны Кукрыниксы нарисовали плакат, изображавший красноармейца, пронзающего Гитлера штыком (ил. 98).

Война вдохновляла художников на создание больших батальных полотен. В 1942 г. А.А. Дейнека написал картину «Оборона Севастополя» (ил. 99), на которой изобразил яростную встречную атаку советских моряков в белых матросках и гитлеровцев в темных гимнастерках: борьбу добра и зла.

 В том же году по заказу Комитета по делам искусств П.Д. Корин создал триптих «Александр Невский» (ил. 100, ил. 101, ил. 102, ил. 103).

В 1945 г. в оккупированном Берлине Корин написал портрет Г.К. Жукова (ил. 104). Всем своим монументальным обликом Жуков олицетворяет полководца и героя.

В первое послевоенное десятилетие художников продолжала волновать тема войны. Живописец Александр Иванович Лактионов (ил. 105) написал картину «Письмо с фронта» (ил. 106). С фотографической точностью он изобразил событие, которое в военные годы переживали многие советские люди, остававшиеся в тылу.

Как ни сильны были воспоминания о войне, людей тянуло к мирной жизни, к созидательному труду. Художник Аркадий Александрович Пластов (ил. 107) создал серию картин, посвященных крестьянской жизни: «Сенокос» (ил. 108), «Жатва» (ил. 109). В них показана красота природы и человека, занятого привычным деревенским трудом.

Родную природу с вдохновением изображал пейзажист Георгий Григорьевич Нисский (ил. 110).Он был влюблен в геометризм линий. Неслучайно любимыми мотивами Нисского в живописи были железнодорожные пути, автострады, линии электропередачи: картины «Подмосковная зима» (ил. 111), «Подмосковье. Февраль» (ил. 112).