РУБРИКАТОР

Готическое искусство

Архитектура

Общая характеристика. Главное место в готической архитектуре занимало храмостроение. Готические соборы были выше и просторнее романских. Этому способствовало применение новой конструкции – каркасной системы (ил. 2). В готических храмах свод пронизывали ребра (нервюры), благодаря которым он опирался не на стены, а на арки и столбы (ил. 3). Сильное боковое давление переносилось через наружные полуарки – аркбутаны – на мощные контрфорсы (ил. 4). На месте соединения аркбутана с контрфорсом устанавливались невысокие декоративные башенки – пинакли (ил. 5), увенчанные островерхим фиалом (ил. 6).

Полукруглую арку заменила стрельчатая (ил. 7), имевшая меньший боковой распор и более точечно передающая нагрузку на опору. Стена престала быть несущей конструкцией. Стало возможным заменить ее огромными окнами с витражами (ил. 8) и изрезать скульптурой (ил. 9).

Таким образом, характерными чертами готического стиля были стрельчатые арки, нервюрные своды, огромные витражные окна (ил. 10), обилие скульптуры на фасадах (ил. 11). Готическая архитектура воплощала идею легкости и устремленности ввысь. Классической страной готики считается Франция (ил. 12).

 

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари). Собор Парижской Богоматери (ил. 13, ил. 14, ил. 15) был заложен в 1163 г. в центре французской столицы, на острове Сите. Нотр-Дам де Пари представляет собой пятинефную базилику с однонефным трансептом (ил. 16). На западном фасаде храма расположены три входа (ил. 17), оформленные скульптурными порталами. Над ними находится «галерея королей» (ил. 18) – изображения библейских царей. В центре фасада расположено огромное окно-роза (ил. 19). Здание сохраняет черты романского стиля, которые выдает массивный западный фасад.

В течение веков в соборе Парижской Богоматери (ил. 20) совершались обряды бракосочетания и крещения французских монархов. В 1804 г. здесь был коронован Наполеон (ил. 21). В. Гюго посвятил собору одноименный роман.

 

Шартрский собор. Шартрский собор (ил. 22) посвящен Богоматери. Он представляет собой трехнефную базилику с трехнефным трансептом (ил. 23). Архитектурной особенностью собора являются две сильно различающиеся башни на западном фасаде (ил. 24).

Храм украшают несколько тысяч скульптур (ил. 25, ил. 26). Западный, «королевский», портал – яркий образец готической скульптуры (ил. 27). В тимпане центрального портала изображен Христос во Славе: Спаситель, сидящий на троне, окружен символами четырех евангелистов (ил. 28).

Внутреннее пространство собора поражает своими размерами (ил. 29). Высота главного нефа составляет 36 м (ил. 30). Собор сохранил витражи XII–XIII вв. (ил. 31). В 1205 г. внутри главного нефа на плитах пола был выложен лабиринт (ил. 32), символизирующий путь верующего человека к Богу.

 

Реймский собор. Реймский собор (ил. 33, ил. 34), посвященный Богоматери, относится к памятникам зрелой готики. Он представляет собой трехнефную базилику с коротким трехнефным трансептом (ил. 35). Снаружи и внутри собор богато украшен скульптурой (ил. 36, ил. 37, ил. 38).

Благодаря огромным окнам-витражам внутри храма много света (ил. 39). На плитах пола главного нефа (ил. 40) выложен лабиринт (ил. 41) с надписями, по которым восстанавливают имена архитекторов и годы построек отдельных частей здания.

В Реймском соборе короновались почти все французские монархи (ил. 42).

 

Сент-Шапель (Святая капелла). Святая капелла (ил. 43, ил. 44) была построена на территории королевского дворца, который не сохранился. Сент-Шапель состоит из нижней капеллы (ил. 45) и верхней (ил. 46). Главным украшением верхней капеллы являются витражи (ил. 47, ил. 48, ил. 49). Две трети из них относятся к XIII в. Витражи выполнены по мотивам библейских текстов, повествующих об истории человечества от сотворения мира до казни Христа. Витражи, поднимающиеся ввысь, создают ощущение стеклянного шатра (ил. 50).

 

Помимо Франции, немало шедевров готической архитектуры было создано в других странах. В Германии – Кёльнский собор (ил. 51, ил. 52). В Италии – Палаццо дожей в Венеции (ил. 53, ил. 54, ил. 55) и Миланский собор (ил. 56, ил. 57). В Англии – собор в Солсбери (ил. 58, ил. 59) и Кентерберийский собор (ил. 60, ил. 61).

 

Средневековый город. Всякий средневековый город (ил. 62, ил. 63) имел укрепления. В этом отношении показательна французская крепость Каркассон (ил. 64), стоящая на высоком плато. Она имеет две линии каменных стен с башнями (ил. 65), опоясанные рвом. К проездным воротам ведет мост (ил. 66), часть которого сделана разводной (ил. 67).

Средневековый город немыслим без собора, торговой площади и ратуши. Собор занимал доминирующее положение (ил. 68). Он был крупнейшим сооружением города, способным вместить все его население. Часто рядом с собором располагался главный городской торг (ил. 69). Торговая площадь застраивалась домами зажиточных горожан (бюргеров), зданиями цеховых гильдий (ил. 70). Тут же стояла ратуша (ил. 71) – символ городской независимости. На ее нижнем этаже находился склад и арсенал, выше – парадный зал и помещения для заседаний городского совета (ил. 72). Часто ратушу венчала башня (ил. 73), на которой висел набатный колокол, а в самой башне находилась тюрьма и хранилась казна. В Средние века в крупных городах Западной Европы появляются здания больниц (ил. 74), университетов (ил. 75), крытых рынков.

Западноевропейский средневековый город в отличие от античного (см. диск «Художественная культура Древнего мира в иллюстрациях») не отличался благоустроенностью. Его улицы были узкими и кривыми (ил. 76). Их редко мостили (ил. 77): первые сведения о мостовых относятся к Парижу конца XII в. Городская застройка отличалась теснотой. Дома вплотную лепились друг к другу (ил. 78) и могли расти только ввысь.

Основным материалом для строительства домов служил камень, часто в сочетании с деревом. Широкое распространение в средневековой Европе получили фахверковые дома (ил. 79). Они имели каменное основание, на котором из горизонтальных и вертикальных брусьев с раскосами сооружался каркас стен (ил. 80), который заполнялся бутовым камнем и кирпичом на глиняном растворе. Благодаря этой конструкции фасады домов приобретали выразительный рисунок (ил. 81).

 

Средневековый жилой дом. Типичный средневековый дом имел три этажа и был обращен к улице торцом, увенчанным двускатной крышей (ил. 82). Нижний этаж занимали хозяйственные помещения: кухня, кладовые, иногда лавки или ремесленные мастерские. В верхних этажах находились жилые покои. В больших городах дома почти не имели дворов, зато в маленьких городских поселениях каждый горожанин мог заниматься скотоводством, пивоварением, виноделием.

Иначе жили состоятельные горожане. Во французском Бурже сохранился дом богатого предпринимателя Жака Кера, построенный в готическом стиле и похожий на дворец (ил. 83). С улицы проездные ворота и калитка (ил. 84) вели в просторный внутренний двор (ил. 85). На первом этаже дома находились столовая и зал для приемов (ил. 86). На втором – мужская и женская половины хозяев. Кроме того, в доме имелась капелла и множество хозяйственных и служебных помещений, включая уборные. Жилые и парадные комнаты обогревались каминами (ил. 87). Комнаты украшали витражи и скульптура. Винтовая лестница (ил. 88) вела на верхние этажи здания.