РУБРИКАТОР

Искусство Северного Возрождения

Искусство Франции

Общая характеристика. К концу XV в. Франция (ил. 1) преодолела феодальную раздробленность, став единым государством с абсолютистской властью короля. Французский монарший двор был главным заказчиком произведений искусства. По приглашению короля Франциска I (ил. 2) во Франции работали многие итальянские мастера. Там последние годы жизни провел Леонардо да Винчи.

Французское Возрождение подарило миру ряд выдающихся мастеров изобразительного искусства – художников Жана Клуэ (ил. 3) и Жана Фуке (ил. 4, ил. 5), скульптора и архитектора Жана Гужона (ил. 6, ил. 7).

Замечательными образцами французской ренессансной архитектуры стали замки в долине реки Луары.

 

Замки Луары. В отличие от средневековых замков (см. главу 3), ренессансные были скорее дворцами, чем крепостями. Королевский замок Блуа (ил. 8, ил. 9), перестроенный королями Людовиком XII и Франциском I, считается самым большим из замков Луары. Он лишен признаков крепости. В замке Блуа король Генрих III дважды собирал Генеральные штаты Франции (ил. 10).

Замок Шенонсо (ил. 11) был сооружен на искусственном островке посреди реки Шер и напоминает мост, опирающийся на арки (ил. 12). Около замка разбит великолепный парк (ил. 13).

Замок Шамбор (ил. 14, ил. 15) – один из самых больших в долине Луары. Он строился по заказу короля Франциска I в течение почти 30 лет. Замок венчает живописная крыша (ил. 16) с каминными трубами, беседками, люкарнами. Внутри здания устроена необычная винтовая лестница (ил. 17), автором проекта которой считается Леонардо да Винчи.

Замки Луары были приспособлены для комфортной жизни. В них имелись хозяйственные (ил. 18), жилые (ил. 19) и парадные помещения (ил. 20). Интерьеры парадных залов отделывали с необыкновенной роскошью. Потолки украшали росписью и резьбой (ил. 21). Стены увешивали шпалерами (ил. 22), полы застилали узорчатыми коврами. Комнаты обставлялись дорогой мебелью (ил. 23, ил. 24) и обогревались нарядными каминами (ил. 25). В комплекс замка входила домовая церковь – капелла (ил. 26).

 

Дворец Фонтенбло. До строительства Версаля (см. диск «Художественная культура Западной Европы и России XVII–XVIII веков в иллюстрациях») дворец Фонтенбло (ил. 27, ил. 28) был главной загородной резиденцией французских королей. На месте стоявшего здесь средневекового замка Франциск I построил ренессансный дворец с причудливой наружной лестницей (ил. 29), парадными (ил. 30, ил. 31) и жилыми комнатами (ил. 32).

Стены парадных помещений украшены живописью и скульптурой (ил. 33, ил. 34), потолки (ил. 35) – росписью и резьбой. Помимо французских мастеров в работе принимали участие итальянцы Россо Фьорентино, Франческо Приматиччо, Бенвенуто Челлини и другие.

В XVI в. Фонтенбло превратился в центр художественной культуры Французского Ренессанса. Группа мастеров (архитекторов, живописцев, ювелиров), работавшая над украшением дворца, основала художественную школу Фонтенбло, существовавшую почти сто лет.

К дворцу примыкает великолепный парк (ил. 36), созданный в основном в XVII в. (см. диск «Художественная культура Западной Европы и России XVII–XVIII веков в иллюстрациях», часть I, главу 2).

В 1814 г. во дворце Фонтенбло Наполеон подписал акт об отречении (ил. 37).