Московский классицизм. Самым ярким представителем московского классицизма был Василий Иванович Баженов (1737/1738–1799 гг.) (ил. 144). Он родился в Москве, окончил петербургскую Академию художеств, затем продолжил образование во Франции и в Италии. По возвращении на родину Баженов получил от Екатерины II заказ на строительство дворца в Московском Кремле (ил. 145). Архитектор представил императрице грандиозный проект (ил. 146). Началось строительство, но осуществить его не удалось. Сохранилась лишь деревянная модель дворца (ил. 147), свидетельствующая о выдающемся замысле архитектора.
Вскоре Екатерина обратилась к Баженову с новым предложением – построить для нее в Подмосковье загородную резиденцию, ныне известную как Царицыно (ил. 148, ил. 149). Архитектор соединил крутые берега оврагов нарядными мостами (ил. 150). На холмах разместил гостевые «кавалерские корпуса» (ил. 151, ил. 152).
В глубине усадьбы архитектор возвел большой Хлебный дом (ил. 153), соединив его с дворцом галереей, в центре которой устроил нарядные ворота (ил. 154), напоминающие триумфальную арку. На склоне холма Баженов поставил Малый дворец (ил. 155), рядом – Оперный дом (ил. 156), предназначенный для концертов. После завершения строительства Екатерина посетила Царицыно. Осмотрев дворец, она осталась им недовольной и велела разрушить.
Авторству Баженова приписывают одну из жемчужин московской архитектуры – дом Пашкова (ил. 157, ил. 158, ил. 159).
Одновременно с Баженовым в Москве работал архитектор Матвей Федорович Казаков (1738–1812 гг.) (ил. 160). Его дебютом стало строительство Петровского путевого дворца (ил. 161, ил. 162) на Петербургском тракте (ныне Ленинградский проспект). Убранство дворца близко постройкам Царицына (ил. 163).
Следующей работой Казаков было сооружение в Кремле здания Сената (ил. 164, ил. 165, ил. 166). Его главной достопримечательностью является круглый купольный зал (ил. 167), который современники прозвали «русским Пантеоном» по аналогии со знаменитым храмом Древнего Рима.
Казаков построил в Москве два десятка особняков, несколько храмов, больницу, здание Московского университета (ил. 168), Колонный зал Благородного собрания (ил. 169).
Казаков возвел новое здание Царицынского дворца (ил. 170, ил. 171), удачно сочетав его с сохранившимися сооружениями Баженова.