РУБРИКАТОР

Искусство Индии

Архитектура

 

Общая характеристика. Индийская архитектура, впитавшая в себя традиции индуизма, буддизма и ислама, отличается большим разнообразием типов сооружений: ступы (ил. 2), пещерные и отдельно стоящие храмы (ил. 3, ил. 4), стамбхи (ил. 5), мечети (ил. 6), минареты (ил. 7), мавзолеи (ил. 8) и т. д.

В домусульманский период в индийском зодчестве преобладали стоечно-балочные конструкции. С проникновением ислама широкое распространение получила арка, свод, купол.

Для индийской архитектуры характерен синтез со скульптурой (см. раздел «Скульптура») и гармония с природой.

Строительным материалом в Индии издревле служили дерево (древнейшие памятники деревянного зодчества не сохранились), обожженный кирпич и камень.

 

Мохенджо-Даро. Мохенджо-Даро (ил. 9, ил. 10), возникший около 2600 г. до н. э., является одним из древнейших городов мира (его руины находятся на территории Пакистана). Он был раскопан англичанами в 1920-е гг. В древности Мохенджо-Даро, который занимал территорию около 25 кв. км, проживало более 30 тыс. человек. Город имел правильную планировку (ил. 11). Прямые улицы были застроены двух- и трехэтажными домами, сложенными из обожженного кирпича (ил. 12). В центре города на возвышении стояла цитадель (ил. 13). Мохенджо-Даро имел развитую для своего времени инфраструктуру: рынки (ил. 14), бассейны для сбора воды (ил. 15), общественные туалеты (едва ли не древнейшие в истории), сточную канализацию (ил. 16). Найденные на его территории археологические находки говорят о высокоразвитой цивилизации (ил. 17, ил. 18).

 

Стамбхи. В эпоху империи Маурьев (317–180 гг. до н. э.) царь Ашока начал устанавливать в Индии стамбхи (ил. 19) – высокие мемориальные колонны, на многих из которых высекались указы правителя (ил. 20). Обычно капитель стамбхи венчала скульптура с изображением какого-либо священного животного. Изображение львиной капители стамбхи из Сарнатхи (ил. 21) стало государственным гербом Индии (ил. 22).

 

Ступы. С распространением буддизма в Индии начали строить ступы, служившие хранилищем буддийских реликвий и памятным знаком в честь какого-либо события. Ступа в Санчи (ил. 23, ил. 24) считается одной из самых древних. Она имеет трехчастную структуру: круглое основание (терраса, используемая для ритуального обхода), полусферический основной объем и многоярусное зонтообразное завершение. Ступу окружает каменная ограда с четырьмя воротами (торанами) (ил. 25), ориентированными по сторонам света. Ворота богато украшены скульптурой (ил. 26, ил. 27). Ступа в Санчи послужила образцом для всех последующих индийских ступ.

 

Храмы. Древнеиндийская архитектура знала два типа храмов – пещерный, вырубленный в скале, и в виде отдельно стоящего здания. В начале нашей эры в Индии появились пещерные храмы. Самые известные из них входят в храмово-монастырский комплекс Аджанта (ил. 28, ил. 29), который создавался со II в. до н. э. по V в. н. э. Он включает в себя 29 пещер, вырубленных в утесе, имеющем форму подковы. Входы в них (ил. 30) протянулись вдоль скалы на 550 м. В пещерах устроены два типа помещений – чайтьи (молельные залы) (ил. 31) и вихары (буддийские монастыри) (ил. 32). Из 29 пещер 5 занимают чайтьи, остальные – вихары. Стены пещер покрыты живописью (см. раздел «Живопись») и скульптурой.

Ярким образцом отдельно стоящего здания является храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо (ил. 33, ил. 34), посвященный Шиве. Он стоит на высокой платформе-террасе. Части храма – вход, вестибюль, зал для молящихся и святилище – расположены на одной оси (ил. 35). Каждая часть завершена отдельной башенной надстройкой. Башня святилища – самая высокая. Снаружи храм покрыт скульптурой (ил. 36), преимущественно фигурами мужчин и женщин (ил. 37).

 

Минарет Кутб-Минар. С проникновением ислама в Индии стали возводить сооружения, характерные для мусульманского зодчества: мечети, медресе, мавзолеи, минареты. Минарет Кутб-Минар является одним из самых высоких в мире – 73 м (ил. 38). Его начал строить первый мусульманский правитель Индии Кутб уд-Дин Айбек в конце XII в., а достроили его наследники в 1368 г. Стены пятиярусного минарета (ил. 39), сложенные из красного песчаника и желтого известняка, украшены причудливой резьбой и изречениями из Корана (ил. 40).

 

Мавзолей Тадж-Махал. В исламский период было создано немало выдающихся памятников индийской архитектуры. Первое место среди них занимает мавзолей Тадж-Махал (ил. 41, ил. 42), построенный падишахом империи Великих Моголов Шах-Джаханом в память об умершей жене Мумтаз-Махал (ил. 43). Пятикупольное здание высотой 70 м с четырьмя минаретами по углам установлено на высокой платформе (ил. 44) на берегу реки Джамна (ил. 45). Стены мавзолея выложены из полупрозрачного полированного белого мрамора с инкрустацией из бирюзы, агата, малахита, сердолика и других самоцветов (ил. 46). Внутри мавзолея находятся две гробницы – шаха и его жены (ил. 47), огороженные ажурной мраморной ширмой (ил. 48).

В архитектурный комплекс Тадж-Махал (ил. 49) кроме мавзолея входят две мечети (ил. 50), Большие ворота (ил. 51), парк и мраморный бассейн, в водах которого в ясный день отражается мавзолей (ил. 52).