РУБРИКАТОР

Искусство Франции XVII века

Живопись

Основоположником классицизма во французской живописи считается Никола Пуссен (1594–1665 гг.) (ил. 1). Большую часть жизни он прожил в Италии, где сложился как художник.

Для классицистической живописи характерно следующее: выбор сюжета из античной или библейской мифологии (ил. 2); нравоучительный характер (ил. 3); ориентация на искусство античности и Итальянского Возрождения (прежде всего, Рафаэля); уравновешенность и гармония в композиции и в цвете

Одна из лучших работ Пуссена – «Царство Флоры» (ил. 4), персонажи которой позаимствованы из «Метаморфоз» Овидия. Большое внимание в своих картинах художник уделял изображению природы (ил. 5).

Современником Пуссена был художник Клод Лоррен (1600–1682 гг.) (ил. 6). Как и Пуссен, он провел большую часть жизни в Италии, в Риме. Лоррен целиком посвятил себя пейзажу (ил. 7, ил. 8), заложив основы французской пейзажной живописи. Художник мастерски владел перспективой (ил. 9) и передачей воздуха и света на холсте. Лоррен был первым, кто исследовал проблему солнечного освещения в разное время суток (ил. 10). Небольшие фигурки людей и животных на его картинах лишь оживляет идиллический пейзаж.

Петербургский Эрмитаж владеет одной из лучших в мире коллекций Лоррена – 12 картин, среди которых серия из четырех пейзажей «Времена суток».