РУБРИКАТОР

Советское искусство

Живопись

Искусство 1960-х – 1980-х годов

В период хрущевской «оттепели» в искусство пришло немало молодых талантливых людей, известных как поколение шестидесятников. Искренность и вера в лучшее будущее – вот что отличало их творчество. Художники-шестидесятники не выходили за рамки реализма, но искали новые изобразительные средства.

Одной из самых ярких фигур среди мастеров того времени был Виктор Ефимович Попков (ил. 113). Он запечатлел себя в картине «Шинель отца» (ил. 114). Тему прошедшей войны продолжает другая его картина – «Воспоминания. Вдовы» (ил. 115). Интересна работа Попкова «Хороший был человек бабка Анисья» (ил. 116). На фоне красочного осеннего пейзажа проходят похороны на сельском кладбище. Несмотря на трагичность события, вся картина пронизана духом веры в продолжающуюся жизнь.

Другой по характеру кажется живопись Дмитрия Дмитриевича Жилинского (ил. 117). Этот художник испытал сильное влияние искусства Итальянского Возрождения (см. диск «Художественная культура Средних веков и Возрождения в иллюстрациях»). Обыденный мир предстает в его картинах удивительно красивым и поэтичным (ил. 118, ил. 119). Люди, животные, растения живут на полотнах Жилинского в редкой гармонии и согласии.

К советскому изобразительному искусству конца 1950-х – 1960-х гг. часто применяют название «суровый стиль». К этому направлению принадлежали В.Е. Попков, Г.М. Коржев-Чувелёв, Н.И. Андронов, П.Ф. Никонов и некоторые другие художники. Все они показывали жизнь правдиво, без прикрас, что не было присуще мастерам социалистического реализма.

Художники «сурового стиля» изображали трудовые будни (ил. 120, ил. 121, ил. 122), слегка романтизируя их. Героями их картин были люди решительные, волевые, а живопись отличалась строгостью формы, лаконичностью цвета и тяготела к монументальности.

Теме недавно закончившейся войны был посвящен цикл картин Гелия Михайловича Коржева-Чувелёва (ил. 123) «Опаленные огнем войны» (ил. 124, ил. 125). Его персонажи – люди, чьи судьбы искалечила война. Автор дает их крупными планами, почти осязаемо, не скрывая чувств, которые они переживают. Искусству Коржева присущи суровость и драматизм (ил. 126).

Одним из самых популярных художников 1970–80-х гг. был Илья Сергеевич Глазунов (ил. 127). Его выставки побили все рекорды посещаемости (ил. 128). Глазунов работал как портретист (ил. 129) и как исторический живописец (ил. 130, ил. 131).

В год шестидесятилетия Октябрьской революции Глазунов закончил картину «Мистерия XX века» (ил. 132). На огромном полотне художник изобразил в лицах всю мировую историю XX в.: В.И. Ленина, И.В. Сталина, А. Гитлера, А. Эйнштейна, Чарли Чаплина, А.И. Солженицына и многих других политиков, ученых, деятелей культуры.

В 1980 г. Глазунов создал панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» (ил. 133), которое было подарено ООН и повешено в здании штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже. Этим произведением художник словно подвел итог тысячелетней истории русской культуры.

В послевоенные десятилетия в советском искусстве особое значение приобрела монументальная скульптура. По всей стране стали сооружаться мемориальные комплексы, посвященные Великой Отечественной войне. Среди советских скульпторов, кто особенно плодотворно работал в этой области, был Евгений Викторович Вучетич (ил. 134). Он воевал, был тяжело ранен. Еще в конце 1940-х гг. Вучетич создал памятник Воину-освободителю (ил. 135, ил. 136), установленный в Берлине, в Трептов-парке. Советский солдат, повергающий мечом фашистскую свастику, держит на руках спасенную немецкую девочку.

Спустя десять лет Вучетич выполнил аллегорическую статую «Перекуем мечи на орала» (ил. 137). Фигура обнаженного атлета, ударами молота выковывающего из смертельного оружия орудие мирного труда, была установлена перед зданием ООН в Нью-Йорке.

В 1960-е гг. скульптор руководил созданием самого грандиозного советского военного мемориала (ил. 138, ил. 139, ил. 140). Он был установлен на Мамаевом кургане в Волгограде (бывшем Сталинграде) в честь героев Сталинградской битвы. Центральное место в ансамбле занимает огромная статуя «Родина-мать» (ил. 141, ил. 142, ил. 143). Женская фигура с мечом в руке красноречивым жестом призывает на борьбу с врагом.