РУБРИКАТОР

Искусство Древней Греции

Словарь терминов

Абака (ил. 1) – верхняя плита капители колонны.

Агора (ил. 2) – рыночная площадь, центр общественной жизни древнегреческого города.

Акрополь (греч. верхний город) (ил. 3) – укрепленная часть древнегреческого города, как правило, располагавшаяся на возвышенности.

Акротерий (ил. 4) – скульптурное украшение, располагавшееся по углам фронтона.

Амфипростиль (греч. имеющий спереди и сзади колонны) (ил. 5) – тип древнегреческого храма, в котором оба торцовых фасада имеют колоннады.

Амфора (ил. 6) – сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками, нередко с острым коническим дном для перевозки и хранения оливкового масла и вина.

Андрон (греч. мужская комната) – мужская часть древнегреческого дома.

Антаблемент (ил. 7) – верхняя горизонтальная часть архитектурного ордера. Состоит из карниза, фриза и архитрава.

Архитектурный ордер (ил. 8) – художественное выражение архитектурной конструкции, состоящей из трех частей: несущей (колонна), несомой (антаблемент) и основания (стереобат). См. ордера дорический, ионический, коринфский.

Архитрав – часть архитектурного ордера, нижний из трех элементов антаблемента.

База (ил. 9) – невысокое основание колонны или пилястры, имеющее сложный силуэт. Колонна дорического ордера не имеет базы.

Барельеф (ил. 10) – плоский рельеф, в котором скульптурное изображение выступает над плоскостью фона менее чем наполовину своего реального объема (ср. горельеф).

Булевтерий – здание в древнегреческом городе, где заседал городской совет.

Волюта (ил. 11) – декоративный элемент в виде спирали, который использовался в капителях ионического ордера.

Гидрия (ил. 12) – сосуд для воды.

Гиматий (ил. 13) – верхняя одежда мужчин и женщин в форме плаща.

Гинекей – женская часть древнегреческого дома.

Гипподамова система (ил. 14) – система регулярной планировки городов, примененная греческим архитектором Гипподамом.

Горельеф (ил. 15) – высокий рельеф, в котором скульптурное изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего реального объема (ср. барельеф).

Диптер (греч. двукрылый) (ил. 16) – тип древнегреческого храма, целла которого окружена двойным рядом колонн.

Дорический ордер (ил. 17) – один из трех греческих архитектурных ордеров, наиболее тяжелый на вид. Отличительная черта дорической колонны – отсутствие базы и простая по форме капитель.

Дромос (греч. букв. путь) (ил. 18) – проход в гробницу, расположенную под курганом (см. толос).

Ионический ордер (ил. 19) – один из трех греческих архитектурных ордеров, легкий на вид. Ионическая колонна имеет капитель в виде четырех волют.

Каннелюры (ил. 20) – вертикальные желобки на стволе колонны.

Капитель (от лат. caput– голова) (ил. 21) – верхняя часть колонны.

Кариатида (ил. 22) – статуя женщины, которая использовалась вместо колонны для поддержания антаблемента.

Карниз – верхняя часть антаблемента.

Килик (ил. 23) – сосуд для питья.

Колонна (ил. 24) – круглая в сечении вертикальная опора (ил. 124), часть архитектурного ордера, на которую опирается антаблемент.

Колоннада (ил. 25) – ряд колонн, несущих на себе горизонтальное перекрытие.

Контрапост (от итал. contrapposto – противоположность) (ил. 26) – прием изображения фигуры, при котором положение одной части тела противопоставлено положению другой.

Кора (греч. девушка) (ил. 27) – архаическое скульптурное изображение девичьей фигуры (ср. курос).

Коринфский ордер (ил. 28) – один из трех греческих архитектурных ордеров. Самый нарядный и легкий на вид. Коринфская колонна имеет капитель, украшенную растительным орнаментом и четырьмя завитками.

Кратер (ил. 29) – сосуд для смешивания вина и воды.

Курватура (от лат. curvatura – кривизна) (ил. 30) – незначительное искривление отдельных прямолинейных частей здания (стилобата, антаблемента) с целью скорректировать оптические искажения.

Курос (греч. юноша) (ил. 31) – архаическое скульптурное изображение мужской фигуры (ср. кора).

Лабиринт – легендарное сооружение, которое построил Дедал для критского царя Миноса и в котором жило мифическое чудовище Минотавр.

Лекиф (ил. 32) – сосуд для хранения ароматического масла.

Мавзолей (ил. 33) – монументальное погребальное сооружение, получившее название от гробницы царя Мавсола.

Меандр (ил. 34) – ленточный орнамент, представляющий собой изломанную под прямым углом линию. Назван по имени реки Меандр (ныне Большой Мендерес в Турции), отличающейся извилистым руслом.  

Метопы (ил. 35) – близкие к квадрату декоративные элементы дорического фриза, чередующиеся с триглифами. Метопы украшались рельефами.

Наос (ил. 36) – главное помещение греческого храма со скульптурой божества внутри; часть целлы.

Некрополь (греч. город мертвых) – кладбище.                                           

Неф (от лат. navis – корабль) (ил. 37) – часть внутреннего пространства храма, заключенная между рядами колонн или между рядом колонн и стеной.

Нимфей (ил. 38) – святилище, посвященное нимфам в виде грота или павильона с пышным фасадом и фонтаном.

Опистодом (греч. заднее помещение дома) (ил. 39) – помещение, примыкающее сзади к наосу и отделенное от него стеной; часть целлы. В опистодоме хранилось храмовое имущество.

Ордер – см. архитектурный ордер.

Орхестра (ил. 40) – в греческом театре круглая или полукруглая площадка для выступления хора.

Парнас (ил. 41) – в греческой мифологии место обитания Аполлона и муз. Отождествлялся с горным массивом в Центральной Греции.

Пастада – крытый проход древнегреческого жилого дома, который вел с улицы во внутренний дворик.

Пелика (ил. 42) – сосуд для хранения продуктов.

Пеплос, пеплум (ил. 43) – верхняя женская одежда, имеющая многочисленные складки.

Периптер (ил. 44) – тип древнегреческого храма, целла которого со всех сторон окружена колоннадой.

Перистиль (греч. окруженный колоннами) (ил. 45) – прямоугольный двор древнегреческого жилого дома, с четырех сторон окруженный колонными портиками.

Пилястра (ил. 46) – вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель (ср. колонна).

Пифос (ил. 47) – большой сосуд для хранения продуктов.

Портик (ил. 48) – проход, образованный колоннадой, несущей перекрытие, чаще всего фронтон.

Пронаос (ил. 49) – переднее помещение храма, ведущее в наос; часть целлы.

Пропилеи (ил. 50) – парадные ворота, оформляющие вход на акрополь или агору.

Проскений (ил. 51) – часть здания театра между скеной и орхестрой, на которой выступали актеры.

Простиль (ил. 52) – тип древнегреческого храма, перед входом в который имелась единственная колоннада.

Рельеф (ил. 53) – вид скульптуры, располагающийся на плоскости (например, стене здания), служащей ему фоном (см. барельеф, горельеф).

Ритон (ил. 54) – сосуд для питья в виде рога или скульптурного изображения головы животного.

Скена (ил. 55) – помещение в античном театре для хранения реквизита и переодевания актеров.

Скифос (ил. 56) – сосуд для питья.

Стереобат (ил. 57) – цоколь древнегреческого храма, обычно состоявший из трех ступеней (см. стилобат).

Стилобат – верхняя часть стереобата.

Театр (ил. 58) – здание, предназначенное для представления трагедий, драм и комедий (см. орхестра, проскений, скена, театрон).

Театрон (ил. 59) – места для зрителей в греческом театре.

Тектоника, архитектоника – отражение конструкции постройки в ее художественном образе, зрительная передача тяжести и противодействующих ей статических усилий.

Толос  (ил. 60) – круглое в плане, окруженное колоннадой сооружение со святилищем и коническим перекрытием, гробница или храм.

Триглифы (ил. 61) – чередующиеся с метопами декоративные элементы дорического фриза, имеющие форму прямоугольника с двумя вертикальными желобками.

Фриз (ил. 62) – средняя часть антаблемента. В дорическом ордере содержит чередующиеся триглифы и метопы, в ионическом и коринфском – непрерывная полоса рельефа.

Фронтон (от лат.frons – лоб) (ил. 63) – верхняя часть переднего фасада здания, образуемая горизонтальным карнизом и двумя наклонными карнизами кровли.

Хитон (ил. 64) – нижняя мужская и женская одежда, состоящая из куска ткани, сколотого на плечах пряжками.

Храм в антах (ил. 65) – простейший тип древнегреческого храма, вход в который имел колоннаду, заключенную между двумя стенными торцами.

Хрисоэлефантинная техника (ил. 66) – способ изготовления скульптур на деревянном остове, причем части тела фигуры были выполнены из слоновой кости, а платье, волосы и т.п. – из золота.

Целла (ил. 67) – святилище храма. Целла обычно состояла из наоса, пронаоса и опистодома.

Энтазис (греч. напряжение) – небольшое утолщение в середине ствола колонны, создающее впечатление ее напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола.

Эхин (ил. 68) – часть капители, кроме коринфской, обеспечивающая переход к абаке.