РУБРИКАТОР

Искусство зарубежных стран XX века

Живопись

Дадаизм

Литературно-художественное течение дадаизм (ил. 176) явилось реакцией на Первую мировую войну, подвергшую сомнениям многие традиционные ценности. Дадаизм зародился в Швейцарии, где от войны спасались многие деятели культуры. У его истоков стоял французский поэт, выходец из Румынии Тристан Тцара (ил. 177), написавший в 1918 г. «Манифест дада» (ил. 178). 

Со временем к течению примкнули художники Марсель Дюшан (ил. 179), Макс Эрнст (ил. 180), Франсис Пикабиа (ил. 181), скульптор Ханс Арп (ил. 182), поэты Луи Арагон, Андре Бретон, Поль Элюар.

Дадаисты отрицали признанные каноны  в искусстве. В 1919 г. Дюшан пририсовал репродукции леонардовской «Моны Лизы» усы и бородку (ил. 183) и объявил, что его произведение лучше и современнее. Для дадаистов был характерен интеллектуальный бунт, протест, нашедший отражение в эпатажных, скандальных акциях, провоцирующих публику. На одной из  выставок Дюшан выдал обыкновенный писсуар за художественный объект под названием «Фонтан» (ил. 184).

При создании произведений искусства дадаисты нередко прибегали к технике реди-мейд (от англ. ready – «готовый» и made – «сделанный») –  использованию фабричных изделий, созданных не с художественной целью (ил. 185, ил. 186).

Пикабиа рисовал «механоморфные» композиции, которые выглядели точь-в-точь как инженерные схемы (ил. 187, ил. 188).

В 1919 г. парижское объединение дадаистов создало новое направление в искусстве – сюрреализм.