РУБРИКАТОР

Искусство России первой трети XX века

Живопись

Абстрактная живопись

Новым течением в искусстве XX в. стала беспредметная живопись – абстракционизм. Ее создателем считается Василий Васильевич Кандинский (1866–1944 гг.) (ил. 153).Он родился в Москве в купеческой семье. Окончив юридический факультет Московского университета, Кандинский приступил к работе над диссертацией, но увидев в 1895 г. на выставке картину К. Моне «Стога сена», уехал в Германию учиться живописи. Там вместе с несколькими русскими и немецкими живописцами он создал художественное объединение «Синий всадник» (ил. 154).

Кандинский постепенно отходил от изобразительного начала в живописи (ил. 155, ил. 156, ил. 157). В картине «Озеро» (ил. 158) еще различимы образы лодок и гребцов, но беспредметный мир уже начинает преобладать.

Около 1910 г. Кандинский создал первые абстрактные картины (ил. 159). В том же году он написал книгу «О духовном в искусстве» (ил. 160), в которой изложил свои взгляды на абстрактную живопись.

Одна из самых знаменитых работ художника, «Композиция VII» (ил. 161), полна неясных, абстрактных образов, находящихся в хаотичном движении. Если «Композиция VII» проникнута мажорным настроением, то картина «Смутное» (ил. 162), выполненная в мрачных тонах, наполнена каким-то тревожным чувством. Это ощущение, переданное художником, объясняет дата ее создания – роковой для России 1917 г.

Свои абстрактные картины, лишенные какого-либо сюжета, Кандинский называл «импрессиями» (ил. 163), «импровизациями» (ил. 164), «композициями» (ил. 165) и давал им порядковые номера.

Создателем другого направления абстракционизма, получившего название «супрематизм», был Каземир Северинович Малевич (1878–1935 гг.) (ил. 166). Он родился в Киеве в польской семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, участвовал в выставках «Бубнового валета» и «Ослиного хвоста», испытал на себе влияние импрессионизма (ил. 167), примитивизма (ил. 168), кубизма (ил. 169) и кубофутуризма (ил. 170).

Первой абстрактной работой Малевича считается картина «Черный супрематический квадрат» (ил. 171). Все, что раньше составляло сущность живописи (сюжет, форма, цвет), сведено в «Черном квадрате» к нулю. Малевич создал картину, сделавшуюся символом нового направления в искусстве. На футуристической выставке «0,10», состоявшейся в 1915 г. в Петрограде, «Черный квадрат» был повешен, как икона, в красном углу зала (ил. 172).

За черным квадратом последовал красный (ил. 173) (был еще и белый квадрат), затем черный крест (ил. 174). Последующие супрематические работы Малевича представляли собой абстрактные композиции, составленные из простейших геометрических фигур – цветных прямоугольников, треугольников, квадратов (ил. 175, ил. 176). Они словно парят в безбрежном космическом пространстве, где отсутствует линия горизонта, где не действуют законы земного притяжения, где нет понятия верха и низа.

Малевич оставил после себя обширное литературное наследие – многочисленные статьи и исследования (ил. 177), в которых разъяснял важнейшие положения супрематизма.