Общая характеристика. В области скульптуры римляне многое переняли у этрусков, а также у греков, чьи произведения дошли до нас преимущественно в римских копиях. Римляне украшали скульптурой общественные здания, триумфальные арки (ил. 1) и колонны (ил. 2), саркофаги (ил. 3). Наряду с рельефом широкое распространение получила круглая скульптура (ил. 4).
Если греки изображали в скульптуре преимущественно богов и героев, то римляне – реальных людей. Реализм становится главным принципом изображения человека. Если греческие скульпторы старались передать в человеке идеальное, то римские ваятели – характерное, индивидуальное. Отсюда большой интерес к скульптурному портрету, особенно бюсту (ил. 5), появившемуся еще в искусстве Древнего Египта и Греции.
Римский скульптурный портрет. Замечательным достижением искусства Древнего Рима стал скульптурный портрет. Поначалу римские мастера ориентировались на восковые маски, которые снимались с умерших предков (ил. 6) и хранились в каждом доме в ларариуме. В республиканскую эпоху скульпторы старались строго следовать натуре. Портреты того времени передают характерные черты человеческого лица (ил. 7, ил. 8). Натурализм и правдоподобие становятся главными принципами изображения человеческого лица (ил. 9).
В эпоху империи формируется новый стиль. Мастера отбрасывают все малозначимое, второстепенное. Главным объектом изображения становится император. Скульпторы идеализируют монарха (ил. 10). По свидетельствам современников, Август отличался слабым здоровьем и часто кутался в теплые одежды, но в его скульптурах нет и намека на это (ил. 11). Вместе с тем реалистическая традиция сохраняется. Самодовольная надменность сквозит в портрете Нерона (ил. 12). Портрет Каракаллы выдает жестокость этого человека (ил. 13).
Алтарь Мира. Он был воздвигнут в Риме, на Марсовом поле, в честь триумфального возвращения императора Августа из победоносного похода в Испанию и Галлию и наступления эпохи «римского мира» (Pax Romana). Алтарь представлял собой отдельно стоящее здание (ил. 14, ил. 15), стены которого были украшены рельефами. Наиболее интересным представляется изображение процессии с участием членов императорского дома, состоявшейся в 13 г. н.э. в связи с закладкой алтаря (ил. 16, ил. 17).
Конная статуя Марка Аврелия. На Капитолии, одном из исторических холмов Рима, рядом с форумом Романум, был поставлен конный памятник Марку Аврелию (ил. 18, ил. 19) – императору-философу. Всадник, одетый в солдатский плащ, протягивает руку в ораторском жесте, словно обращается к войску.
Впоследствии по всей Европе стали ставить конные статуи монархам и полководцам, взяв за образец памятник Марку Аврелию (ил. 20).