РУБРИКАТОР

Советское искусство

Архитектура

Конструктивизм

В 1920 г. по заказу Народного комиссариата просвещения художник Владимир Евграфович Татлин (ил. 1) создал проект памятника III Интернационалу (ил. 2, ил. 3). Эта работа предвосхитила возникновение нового направления в архитектуре, получившего название конструктивизм.

Архитекторы-конструктивисты считали, что сама конструкция здания (ил. 4) должна выявлять его красоту (отсюда название). Поэтому они отказались от какого-либо украшательства (ил. 5) – колонн, пилястр, росписей, лепнины, что было характерно для архитектуры во все времена. Конструктивизм опирался на прогресс в строительной технике. Он, в частности, широко использовал металлические и бетонные конструкции, обширные стеклянные покрытия (ил. 6).

После Октябрьской революции 1917 г. в российских городах появились дома-коммуны, рабочие клубы, дворцы культуры. Многие из них были построены в стиле конструктивизм. В Москве по проекту архитектора Моисея Яковлевича Гинзбурга (ил. 7) был возведен дом-коммуна Наркомфина (Народного комиссариата финансов) (ил. 8, ил. 9). Длинный пятиэтажный параллелепипед жилого здания соединяется крытым переходом с кубовидным корпусом (ил. 10), в котором предполагалось разместить столовую и библиотеку.

Первый этаж жилого дома был поднят над землей и опирался на столбы, которые служили несущей конструкцией (ил. 11). Это позволило сделать в стене ленточные окна (ил. 12). Квартиры были устроены в двух уровнях (ил. 13). Плоская крыша использовалась как терраса (ил. 14), на которой устроили солярий и цветники.

Другой видный архитектор-конструктивист Илья Александрович Голосов  (ил. 15) построил в Москве клуб им. С.М. Зуева (ил. 16, ил. 17). Его форма проста и вместе с тем чрезвычайно выразительна: глухой, каменный параллелепипед прорезан прозрачным, стеклянным цилиндром (ил. 18). В параллелепипеде разместились клубные помещения и два зрительных зала, в цилиндре – винтовая лестница (ил. 19), ведущая на верхние этажи. В духе конструктивизма здание лишено какого-либо декоративного убранства.

Большой вклад в архитектуру конструктивизма внесли три брата Веснины: Леонид Александрович (ил. 20), Виктор Александрович (ил. 21) и Александр Александрович (ил. 22). В начале 1930-х гг. они построили в Москве Дворец культуры ЗИЛ (завода имени Лихачева) (ил. 23). Дворец состоит из двух корпусов (ил. 24) – малого зрительного зала (ил. 25) и клубной части, включающей в себя различные аудитории, обсерваторию, библиотеку (ил. 26). Впоследствии интерьеры дворца (ил. 27) подверглись некоторой переделке.

К конструктивистам примыкал один из самых талантливых советских архитекторов Константин Степанович Мельников (ил. 28). В 1925 г. на международной выставке в Париже по его проекту был сооружен павильон СССР (ил. 29). Сделанный из самых простых материалов – дерева и стекла, он поразил современников своими новаторскими формами. В Москве Мельников построил пять рабочих клубов. Среди них наибольший интерес представляет клуб им. И.В. Русакова (ил. 30, ил. 31). Балконы зрительного зала архитектор вынес за плоскость наружной стены (ил. 32), создав, таким образом, выразительный и запоминающийся фасад здания.

Необычен дом Мельникова (ил. 33), который архитектор построил для себя в одном из арбатских переулков Москвы. По виду он напоминает два цилиндра, врезанных друг в друга (ил. 34). Над входом расположено огромное окно, а вообще стены дома прорезают более 60 небольших шестигранных окон, расположенных на разных уровнях (ил. 35). Это позволило не только хорошо осветить внутренние помещения (ил. 36), но и сэкономить немало строительного материала – кирпича (ил. 37).

Одновременно с Мельниковым в советской столице работал архитектор Алексей Викторович Щусев (ил. 38), прославившийся до революции строительством в Москве Казанского вокзала (ил. 39).

В 1920-е гг. Щусев возвел в советской столице здание Наркомзема (Народного комиссариата земледелия) (ил. 40, ил. 41). На его фасадах нет никакого декора. Выразительность постройке придает умелая «игра» разнообразных объемов – параллелепипедов и цилиндров, острых углов и округлостей (ил. 42), а также строительный материал – железобетон и стекло.

Щусев создал один из символов советской эпохи – Мавзолей В.И. Ленина (ил. 43, ил. 44). Его форма – ступенчатая пирамида, увенчанная кубом (ил. 45) – символизирует собою вечность и корнями восходит к древним культурам Египта и Месопотамии (см. диск «Художественная культура Древнего мира в иллюстрациях»). Зодчий удачно вписал здание в ансамбль Красной площади: мавзолей поставлен строго по оси Сенатской башни Кремля и большого купола Сената (ил. 46). Облицованный красным гранитом, он хорошо гармонирует по цвету с кирпичной кладкой кремлевской стены.