В XI в. в украшении романских храмов стала использоваться скульптура. Это были рельефы, покрывавшие стены (ил. 1), поверхности архивольтов (ил. 2) и капителей (ил. 3). Скульптурой особенно насыщался главный, западный, фасад храма (ил. 4). Наиболее известно скульптурное убранство французских церквей Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье (ил. 5, ил. 6), Сен-Мадлен в Везле (ил. 7, ил. 8), Сен-Лазар в Отене (ил. 9, ил. 10, ил. 11).
Скульптура романского времени лишена канонов античной красоты. В ней преобладает плоскостное начало, фигуры кажутся лишенными плоти (ил. 12). Скульпторы произвольно обращаются с пропорциями, часто сильно вытягивают фигуры (ил. 13), что придает им особую выразительность. В изображениях существует, как это было в искусстве Древнего мира (см. диск «Художественная культура Древнего мира в иллюстрациях»), определенная иерархия образов: Христос делался крупнее ангелов и апостолов, фигуры святых превосходили размерами простых смертных (ил. 14).