В XVII в. в Италии расцвета достигло декорирование церквей (ил. 1, ил. 2) и дворцов (ил. 3, ил. 4), монументальные росписи сводов и куполов. Основными их темами было прославление Христа и торжество божественной справедливости. Тут барочная живопись проявила себя в полную силу: смелые пространственные построения, изображение фигур в необычных ракурсах, передача стремительного движения, резкие контрасты света и тени. Наряду с монументальной развивалась станковая живопись.
Крупнейшим итальянским живописцем XVII в. считается Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610 гг.) (ил. 5). Он родился в Милане в семье архитектора. Работал в основном в Риме. Караваджо имел вспыльчивый характер и немало лет провел в тюрьме и в изгнании.
Одна из ранних работ художника – «Вакх с чашей в руках» (ил. 6). Значительное место в ней занимает натюрморт из фруктов, написанный с мастерством иллюзиониста.
Кисти Караваджо принадлежит ряд жанровых полотен (ил. 7, ил. 8), позволяющих говорить о нем как об одном из основоположников реализма в итальянской живописи.
Караваджо не раз обращался к евангельской теме. В картине «Призвание апостола Матфея» (ил. 9) резкий луч света выхватывает человеческие фигуры из полумрака, делая их материально осязаемыми. В «Обращении Савла» (ил. 10) Караваджо при помощи света и тени «лепит» объемную форму лошади и лежащего Савла. Одна из лучших работ художника – «Положение во гроб» (ил. 11), где тщательно продуманы все элементы: композиция, освещение, мимика лиц, жесты рук.
Интерес к натуре, реализм в изображении предметов, умение при помощи света и тени передавать материальный характер окружающего мира сформировались в художественную систему, получившую название «караваджизм» и нашедшую немало последователей в европейском искусстве.
В петербургском Эрмитаже хранится картина Караваджо «Лютнист» (ил. 12).