Ампир. В русском искусстве первой половине XIX в. особенно велики были достижения архитектуры. В это время господствовал стиль ампир, продолжавший традиции классицизма XVIII в. (см. диск «Художественная культура Западной Европы и России XVII–XVIII веков в иллюстрациях», часть II, главу 4 «Искусство России»), но вместе с тем отличавшийся от него. Зодчий ампира мыслил как градостроитель, преобразующий обширные городские пространства – улицы и площади с прилегающими к ним зданиями (ил. 1). В архитектуре ампира преобладали монументальные сооружения (ил. 2).
Особое значение в архитектуре ампира получила скульптура (ил. 3), раскрывавшая идейный замысел зодчего. Победа в войне 1812 г. привнесла в русскую архитектуру пафос героизма, воинского подвига. Здания стали украшать скульптурой на военные темы (ил. 4)
В России сложились две школы ампира – петербургская и московская. Если в XVIII в. преобладало строительство дворцов, то в первой половине XIX в. – общественных зданий.