РУБРИКАТОР

Искусство зарубежных стран XX века

Архитектура второй половины XX века

Деконструктивизм

Одним из направлений современной архитектуры, сформировавшимся в 1980-е гг., является деконструктивизм, для которого характерны визуальная усложненность, нарочито изломанные, деструктивные формы (ил. 207), агрессивное вторжение в городскую среду (ил. 208).

Крупнейшим мастером деконструктивизма считается американский архитектор Фрэнк Гери (ил. 209). Он родился в 1929 г. в Канаде в семье еврейских иммигрантов из Польши (его настоящее имя – Эфраим Голдберг), затем переехал в США. Учился в Гарвардском университете.

Гери построил в Бильбао (Испания) здание музея Соломона Гуггенхайма (ил. 210, ил. 211), ставшее образцом деконструктивизма. Исследователи сравнивают его футуристические формы с кораблем для межпланетных путешествий. Основным материалом для строительства музея послужило стекло и титан (ил. 212).

Музею Гуггенхайма близок по архитектуре концертный зал имени Уолта Диснея (ил. 213, ил. 214, ил. 215), построенный Гери в Лос-Анджелесе.

Совершенно необычен по форме Институт болезней мозга (ил. 216, ил. 217), возведенный архитектором в Лас-Вегасе.

Другим выдающимся мастером деконструктивизма была британский архитектор иракского происхождения Заха Мохаммад Хадид (1950–2016 гг.) (ил. 218). Архитектуре она училась в Лондоне. Одна из первых ее построек – пожарная часть мебельной компании «Витра» (ил. 219, ил. 220) в немецком городе Вайль-на-Рейне.

Известность Хадид принесло строительство Центра современного искусства Розенталя (ил. 221) в городе Цинциннати (США). Крупным проектом британки стал торгово-развлекательный комплекс Galaxy Soho (ил. 222, ил. 223) в Пекине.

В Баку (Азербайджан) Хадид построила футуристический по архитектуре Культурный центр Гейдара Алиева (ил. 224, ил. 225, ил. 226). В здании, имеющем текучую, волнообразную форму, практически отсутствуют прямые линии.

В России есть несколько построек Хадид, одна из них – бизнес-центр Dominion Tower (ил. 227, ил. 228) в Москве.