РУБРИКАТОР

Словарь терминов

Автопортрет (ил. 1) – разновидность портрета, изображение художником или скульптором самого себя.
Аллегорический портрет (ил. 2) – один из типов портрета, который изображает реального человека в облике античного божества или героя.
Английский парк – см. пейзажный парк.
Антаблемент (ил. 3) – верхняя горизонтальная часть архитектурного ордера. Состоит из карниза, фриза и архитрава.
Архитектурный ордер (ил. 4) – художественное выражение архитектурной конструкции, состоящей из трех частей: несущей (колонна), несомой (антаблемент) и основания.
Балюстрада (ил. 5) – ограждение лестницы, балкона, террасы или крыши, состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами или горизонтальной балкой.
Барокко (итал. barocco – причудливый, вычурный) – художественный стиль, получивший распространение в европейском искусстве в XVII–XVIII вв.
Бастион (ил. 6) – пятиугольное крепостное сооружение, на котором устанавливались орудия.
Боскет (итал. boschetto – лесок, рощица) (ил. 7) – участок парка, огражденный стеночками стриженого кустарника (шпалерами 1) и прорезанный аллеями.
Ботфорты (ил. 8) – сапоги с высокими (выше колен) голенищами.
Бытовой жанр (ил. 9) – жанр живописи, связанный с изображением сцен повседневной жизни человека.
Ведута (итал. veduta – вид) (ил. 10) – жанр живописи, связанный с изображением города, разновидность пейзажа.
Веер (ил. 11) – складное опахало, модный аксессуар женского костюма.
Вольер (ил. 12) (франц. voliere – птичник) – загон или клетка в парке для содержания птиц.
Галстук (нем. halstuch – шейный платок) (ил. 13) – предмет мужского костюма, имевший вид платка, ленты или полоски ткани, завязанной бантом или узлом вокруг воротника.
Гравюра (ил. 14) – вид графики, включающий произведения, изготовленные посредством печатания с доски (деревянной, металлической, каменной), обработанной различными способами гравирования. См. офорт.
Графика (от греч. grapho – пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, представляющий собой рисунок или гравюру на бумаге или каком-либо другом материале.
Грот (от итал. grotta – пещера) (ил. 15) – архитектурное сооружение, символизирующее жилище (морскую пещеру) Посейдона и встречающееся в парках XVII–XVIII вв.
Двууголка (ил. 16) – мужская шляпа с полями, сшитая так, что она образует два угла. В конце XVIII в. пришла на смену треуголке.
Жабо (от франц. jabot – зоб) (ил. 17) – отделка сорочки в виде оборки из ткани или кружева.
Жанр (франц. genre – вид, род) – род живописи, определяемый избранным сюжетом, темой. См. бытовой жанр, исторический жанр, натюрморт, пейзаж, портрет.
Интимный портрет (от лат. intimus – самый глубокий, внутренний) (ил. 18) – один их типов портрета, который в наибольшей степени призван раскрыть внутренний мира человека.
Исторический жанр (ил. 19) – жанр живописи, посвященный историческим деятелям и событиям.
Каземат (ил. 20) – подземное помещение в крепости, предназначенное для хранения боеприпасов и укрытия живой силы.
Камерный портрет (от нем. kammer – комната) (ил. 21) – один их типов портрета, который занимает промежуточное положение между парадным портретом и интимным портретом.
Камзол (от итал. camicia – нижняя рубашка) (ил. 22) – мужская одежда, которую надевали под кафтан.
Караваджизм – направление в европейской живописи XVII в., возникшее под влиянием творчества итальянского художника Микеланджело да Караваджо.
Кафтан (ил. 23) – верхняя мужская одежда.
Классицизм – художественный стиль, получивший распространение в европейском искусстве в XVII–XVIII вв.
Киворий (балдахин) (ил. 24) – в храме алтарная сень (навес) над престолом, поддерживаемая колоннами.
Колоннада (ил. 25) – ряд колонн, несущих на себе горизонтальное перекрытие.
Колорит (от лат. color – краска, цвет) – система цветовых сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства.
Корсет (от франц. corps – корпус, тело) (ил. 26) – высокий жесткий пояс на шнуровке, придававший стройность женской фигуре.
Куртина (ил. 27) – часть крепостной стены между соседними бастионами.
Кюлоты (ил. 28) – короткие, до колен, штаны, которые носили преимущественно дворяне.
Лабиринт (ил. 29) – участок парка с запутанными дорожками, обсаженными высоким кустарником.
Марина (ил. 30) – разновидность пейзажа, связанного с изображением моря и морских видов.
Мушка (ил. 31) – наклейка на лице, шее, груди из темной ткани, имитирующая родинку.
Наборный паркет (ил. 32) – паркет, рисунок которого набирался из пластин ценных пород дерева, различающих цветом и текстурой.
Натюрморт (франц. naturemorte – мертвая природа) (ил. 33) – жанр живописи, изображающий неодушевленные предметы: цветы, фрукты, овощи, битую дичь, предметы быта и т.д.
Офорт (франц. eau-forte буквально – «крепкая вода») (ил. 34) – разновидность гравюры на металле, где углубленные элементы печатной формы протравливаются кислотой.
Парадный портрет (ил. 35) – один из типов портрета, который использовался для изображения монархов, полководцев, вельмож.
Парик (ил. 36) – накладные волосы на голове.
Партер (ил. 37) – открытый участок регулярного парка, включающий в себя газоны и цветники.
Пастораль (франц. pastorale – пастушеский, сельский) (ил. 38) – жанр в искусстве, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь.
Пейзаж (ил. 39) – жанр живописи, изображающий природу – леса, поля, реки, горы и т.п. См. ведута, марина.
Пейзажный парк (английский парк) (ил. 40) – вид парка, подражающий девственной природе. Сложился в Англии в XVIII в. и получил распространение в других странах.
Плафон (франц. plafond – потолок) (ил. 41) – потолок, украшенный живописью.
Портик (ил. 42) – проход, образованный колоннадой, несущей перекрытие, чаще всего фронтон.
Портрет (ил. 43) – жанр живописи, изображающий человека или группу людей. См. аллегорический портрет, интимный портрет, камерный портрет, парадный портрет.
Регулярный парк (французский парк) (ил. 44) – вид парка с геометрически правильной планировкой. Сложился во Франции в XVII в. и получил распространение в других странах.
Рокайль (франц. rocaille – осколки камней, раковины) (ил. 45) – характерный для барокко и рококо орнамент в виде раковины с капризно изломанными краями.
Рококо (от франц. rocaille – осколки камней, раковины) – художественный стиль, получивший распространение в европейском искусстве XVIII в.
Руина искусственная (лат. ruina – обломок, развалина) (ил. 46) – архитектурная постройка в виде развалин, которое нередко сооружалось в пейзажных парках.
Руст (от лат. rusticus – грубый, неотесанный) (ил. 47) – декоративная обработка стены здания, имитирующая кладку из крупных камней.
Сентиментализм (от франц. sentiment – чувство) – художественное направление в европейском искусстве, получившее распространение на рубеже XVIII–XIX вв.
Треуголка (ил. 48) – мужская шляпа с полями, загнутыми так, что они образуют три угла.
Фижмы (от нем. fischbein – рыбья кость) (ил. 49) – каркас, который в XVIII в. дамы надевали под юбку с целью расширить ее в бедрах.
Французский парк – см. регулярный парк.
Шпалера (от итал. spalleira – ряд деревьев) – 1) в регулярном парке стеночка из стриженой зелени (ил. 50); 2) безворсовый настенный ковер ручной работы (ил. 51).
Шпиль (ил. 52) – верхушка здания в виде сильно вытянутого вверх конуса или пирамиды.
Эрмитаж (франц. ermitage – жилище отшельника) (ил. 53) – уединенно стоящий павильон в парке, предназначавшийся для интимных обедов.