Общая характеристика. Греческая скульптура считается одним из высочайших достижений античного искусства. Интерес греков к ваянию был обусловлен культом красоты человеческого тела (ил. 1), который господствовал в греческом искусстве. Помимо круглой скульптуры греки создавали рельефы, которыми украшали здания (ил. 2). Сначала это были барельефы (ил. 3), затем горельефы (ил. 4). Материалом для скульптуры служили бронза и мрамор. Мраморную скульптуру греки раскрашивали (ил. 5). Существовала также хрисоэлефантинная техника изготовления статуй из золота и слоновой кости (ил. 6). Время сохранило имена великих эллинских скульпторов. Однако оригиналов их работ уцелело немного, о них мы можем судить в основном по дошедшим до нас римским копиям.
Курос. Курос (ил. 7) – характерное для периода архаики произведение, напоминающее египетские статуи: голова поставлена прямо, руки прижаты к телу, одна нога немного выдвинута вперед. Скульптура выглядит статичной и ориентирована на восприятие спереди.
Дельфийский возничий. Статуя (ил. 8, ил. 9) является редким оригиналом греческой скульптуры и признанным шедевром ранней классики. Она была найдена французскими археологами в 1896 г. при раскопках святилища Аполлона в Дельфах. Фигура возничего – часть несохранившейся скульптурной группы, которая была установлена в честь победы команды колесниц на Пифейских играх.
Скульптор Мирон (годы рождения и смерти неизвестны). Мирон работал в середине V в. до н.э. преимущественно в Афинах. Наиболее известное его произведение – «Дискобол» (ил. 10). Статуя изображает победителя соревнований по метанию диска, готовящегося совершить бросок. Тело атлета представлено в сложном повороте, что было ново для греческой скульптуры того времени. Другая работа Мирона – бронзовая скульптурная группа «Афина и Марсий» (ил. 11) – стояла на афинском Акрополе.
Скульптор Фидий (около 490 г. до н. э. – около 430 г. до н. э.). Выдающийся мастер эпохи высокой классики, большинство работ которого не сохранилось. Фидий создал статую Зевса Олимпийского (ил. 12), выполненную в хрисоэлефантинной технике и считавшуюся одним из семи чудес света. Скульптор также изготовил гигантскую бронзовую статую Афины Промахос, установленную на афинском Акрополе (ил. 13), и статую Афины Парфенос, выполненную в хрисоэлефантинной технике и установленную внутри Парфенона (ил. 14). Главным творением Фидия считается скульптурное убранство Парфенона (ил. 15, ил. 16).
Скульптор Поликлет (годы рождения и смерти неизвестны). Поликлет был младшим современником Фидия. Свои взгляды на искусство скульптуры он изложил в трактате «Канон». В нем Поликлет вывел формулу идеальных пропорций человека, согласно которой голова от подбородка до темени должна составлять одну седьмую высоты тела. Еще Поликлет сформулировал идею контрапоста (от итал. contrapposto – противоположность) – приема изображения фигуры, при котором положение одной части тела противопоставлено положению другой части (ил. 17). Это позволило придать скульптуре динамику, естественность, освободить ее от статичности, застылости. Поликлет применил контрапост при создании статуй «Диадумен» (ил. 18) и «Дорифор» (ил. 19).
Скульптор Пракситель (около 390 г. до н. э. – после 334 г. до н. э.). Пракситель является представителем поздней классики. Он считается одним из величай шихскульпторов Древней Греции, имя которого стало нарицательным в смысле гениальности в области ваяния. До нас дошло немало римских копий работ Праксителя, прославившегося как мастер лирических образов древнегреческих богов. Его «Афродита Книдская» (ил. 20) в древности считалась едва ли не лучшей скульптурой всех времен. Единственное оригинальное произведение Праксителя, дошедшее до нас, – «Гермес с младенцем Дионисом» (ил. 21).
Скульптор Скопас (около 395 г. до н. э. – 350 г. до н. э.). Скопас был представителем поздней классики. Он родился на острове Парос, где добывался лучший в Греции белоснежный мрамор. Может быть, поэтому скульптор отдавал предпочтение мрамору перед бронзой. Скопас создал (вместе с Леохаром) скульптурный фриз Галикарнасского мавзолея, изображающий битву амазонок – амазономахию (ил. 22). Скопас отказался от классического канона Поликлета, основанного на идее гармонии и спокойствия, и обратился к передаче душевных переживаний, борьбы, страстей. Для этого скульптор использовал динамическую композицию и новаторские выразительные приемы лепки портретов. Примером тому может служить небольшая статуэтка «Менада» (ил. 23), фигура которой находится в бурном движении.
Скульптор Леохар (годы рождения и смерти неизвестны). Леохар работал в середине IV в. до н. э. Он создал (вместе с Скопасом) скульптурный фриз Галикарнасского мавзолея. Лучшим творением Леохара считается статуя Аполлона (ил. 24), дошедшая до нас в римской копии. В ней воплотилось представление древнегреческого мастера об идеальной красоте. Столь же талантливо выполнена другая работа Леохара, представленная римской копией, – статуя Артемиды (ил. 25).
Скульптор Лисипп (около 390 г. до н. э. – ?). Лисипп считается последним из великих скульпторов классической эпохи и первым скульптором эллинизма. Он работал при дворе царя Александра Македонского (ил. 26). Сохранились лишь римские копии работ Лисиппа. Главная из них – «Апоксиомен» (ил. 27), изображающая юношу, который счищает с тела песок после состязания атлетов. Скульптор отступил от классического канона Поликлета и сделал голову статуи меньше принятой. Лисипп стремился к большей жизненной правдоподобности, что нашло отражение в его работе «Отдыхающий Гермес» (ил. 28).