РУБРИКАТОР

Искусство России первой трети XX века

Живопись

«Бубновый валет»

В 1910 г. в Москве, в доме Экономического общества офицеров (ил. 100), состоялась художественная выставка под названием «Бубновый валет». При входе в помещение, где она проходила, висел соответствующий ее названию плакат (ил. 101). В выставке приняли участие живописцы И.И. Машков, П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк и другие. Вскоре они создали художественное объединение под тем же названием.

На выставке «Бубновый валет» в первом зале висело огромное полотно Ильи Ивановича Машкова (ил. 102) «Автопортрет с Петром Кончаловским» (ил. 103). Оба художника изображены на нем полуобнаженными, с мускулатурой атлетов. На пианино стоят книги с надписями «Искусства», «Библия», «Сезанн» (ил. 104).

Имя французского живописца П. Сезанна (ил. 105) было выбрано Машковым неслучайно. Вслед за Сезанном (см. диск «Художественная культура XIX века в иллюстрациях») бубнововалетцы стремились подчеркнуть форму изображаемой вещи, сделать ее материально осязаемой. Вот почему они так много работали в жанре натюрморта (ил. 106, ил. 107, ил. 108), который прежде не получил широкого распространения в русской живописи.

Один из лучших натюрмортов Петра Петровича Кончаловского (ил. 109) – «Агава» (ил. 110). Мастерски построена композиция: цветок в горшке, окруженный различными предметами. Форма каждой вещи слегка искажена, что позволяет добиться ее особой выразительности.

Значительное место в творчестве мастеров «Бубнового валета» занимал портрет и автопортрет (ил. 111, ил. 112ил. 113, ил. 114).

Кроме сезаннизма, бубнововалетцы черпали вдохновение в кубизме и фовизме. После поездки в Париж Аристарх Васильевич Лентулов (ил. 115) «заразился» кубизмом и под его влиянием написал картину «Звон. Колокольня Ивана Великого» (ил. 116). На ней смещенные, скошенные формы колокольни колеблются, вибрируют, вызывая ощущение звона. В том же духе написаны некоторые другие работы художника (ил. 117, ил. 118). Одним из первых в русской живописи Лентулов стал применять аппликацию: для усиления красочного эффекта в картине «Василий Блаженный» (ил. 119) он использовал наклейки из цветной фольги.