Общая характеристика. В эпоху Возрождения скульптура стала независимой от архитектуры. Она «оторвалась» от стены и заняла достойное место в ансамбле города (ил. 1).
Итальянского ваятеля, как и античного, занимала красота человеческого тела (ил. 2). Скульптура освободилась от одежд (ил. 3), в которые ее укутали романские и готические мастера. Она обрела весомость и телесность (ил. 4). Итальянские скульпторы, как и живописцы, тщательно изучали пропорции и строение человеческого тела. Однако ренессансный мастер (ил. 5) в отличие древнегреческого (ил. 6) трактует человеческое тело более реалистично.
В рельефах, как и в живописи, широко применение нашла линейная перспектива (ил. 7).
Итальянским ваятелям были знакомы все виды и типы скульптуры: барельеф (ил. 8), горельеф (ил. 9), статуя (ил. 10), в том числе конная (ил. 11), бюст (ил. 12). В эпоху Возрождения получает развитие жанр скульптурного портрета (ил. 13).
В итальянских городах ренессансную скульптуру можно было увидеть на улицах и площадях (ил. 14). Она украшала фасады (ил. 15) и интерьеры храмов и дворцов (ил. 16). Широкое распространение получили скульптурные надгробия (ил. 17).
Материалом для скульптуры служили камень (преимущественно мрамор, ил. 18), металл (в основном бронза, ил. 19), терракота (ил. 20).
Донателло (около 1386 –1466 гг.). Настоящее имя скульптора – Донато ди Никколо ди Бетто Барди. Донателло был реформатором итальянской скульптуры. Он создал тип круглой статуи, возродил изображение обнаженного человеческого тела, стал автором первого конного монумента эпохи Возрождения.
Для украшения фасада церкви Ор Сан-Микеле (ил. 21) во Флоренции Донателло выполнил несколько статуй, из которых самая известная – «Святой Георгий» (ил. 22). Скульптор изобразил юношу-воина, олицетворяющего возвышенный героизм.
В 1430 г. Донателло изваял первую обнаженную скульптуру Итальянского Возрождения – «Давида» (ил. 23).
В Падуе Донателло создал статую кондотьера Гаттамелаты (ил. 24) – первый ренессансный конный монумент (ил. 25) и прекрасный образец портретного искусства (ил. 26).
Микеланджело Буонарроти (1475–1564 гг.). Микеланджело (ил. 27) – один из величайших мастеров Возрождения и универсальная творческая личность: скульптор, живописец, архитектор, поэт.
Микеланджело работал во Флоренции и в Риме. В Риме в возрасте 24 лет он создал одну из лучших своих работ – статую «Пьета» (ил. 28). Спустя пять лет во Флоренции Микеланджело изваял «Давида» (ил. 29, ил. 30, ил. 31), которого установили на самом почетном месте в городе – у входа в палаццо Веккьо (ил. 32), где заседало городское правительство.
Престарелый папа Юлий II заказал Микеланджело проект гробницы (ил. 33), для которой скульптор изваял статуи «Моисея» (ил. 34), «Связанного раба» (ил. 35) и «Умирающего раба» (ил. 36).
Другой папа римский, Климент VII из рода Медичей, заказал Микеланджело украсить скульптурой фамильную усыпальницу – капеллу Медичи во Флоренции (ил. 37, ил. 38). У одной из ее стен расположена гробница Лоренцо Медичи (ил. 39) с его статуей и скульптурными аллегориями «Утро» и «Вечер» (ил. 40). У другой стены находится гробница Джулиано Медичи (ил. 41) с его статуей и скульптурными аллегориями «День» и «Ночь» (ил. 42).
Микеланджело прославился как выдающийся живописец. В Ватикане он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (ил. 43, ил. 44, ил. 45). В центральной части в 9 прямоугольных полях он изобразил библейский сцены – от сотворения мира до Великого потопа (ил. 46, ил. 47, ил. 48, ил. 49). Вокруг художник поместил ветхозаветных пророков и пророчиц (сивилл) (ил. 50), праотцев, героев. Всего на плафоне изображены 343 фигуры.
Спустя 30 лет, после того как Италия пережила военное вторжение Франции и Испании, на алтарной стене Сикстинской капеллы Микеланджело написал композицию «Страшный суд», отразившую ощущение трагизма произошедшего (ил. 51). В центре фрески изображен Христос, вершащий Суд (ил. 52), вокруг него – грешники (ил. 53) и праведники (ил. 54).
Микеланджело известен как талантливый архитектор. Он принял участие в строительстве собора Святого Петра в Риме (см. раздел «Архитектура») и создал ансамбль Капитолийской площади (ил. 55, ил. 56), поставив в ее центре античный памятник Марку Аврелию (ил. 57) (см. диск «Художественная культура Древнего мира в иллюстрациях»).
Микеланджело умер в возрасте 88 лет и был похоронен в церкви Санта-Кроче во Флоренции (ил. 58). Его творчество оказало сильное влияние на формирование искусства барокко (см. диск «Художественная культура Западной Европы и России XVII–XVIII веков в иллюстрациях»).