В 1889 г. в Париже возникла художественная группа, получившая название «Наби» (от древнеевр. «нави» – «вестник», «пророк»). В нее вошли молодые живописцы Поль Серюзье (основатель группы), Морис Дени, Жан Эдуар Вюйяр, Пьер Боннар и другие.
Они представляли художественное направление символизм, получившее распространение в европейском искусстве на рубеже XIX–XX вв. Образы, создаваемые художниками-символистами, нельзя воспринимать буквально, они допускают неоднозначные трактовки, их можно наделять различным смыслом.
Участники группы «Наби» преклонялись перед П. Гогеном (ил. 160). Их живопись отличается музыкальностью и декоративностью. Мастера «Наби» создали своеобразный вариант стиля модерн (ил. 161).
Каждый художник группы обладал творческой индивидуальностью. Морис Дени (1870–1943 гг.) (ил. 162) писал картины на религиозные темы (ил. 163). Вместе с тем его привлекала античность. Для московского особняка (ил. 164) богатого русского коллекционера И.А. Морозова Дени написал цикл из 11 панно «История Психеи» (ил. 165, ил. 166). Картины Дени красивы по цвету и рисунку и напоминают фрески (ил. 167, ил. 168).
Эдуар Вюйяр (1868–1940 гг.) (ил. 169) был противоположностью Дени. Его интересовали земные сюжеты: интерьеры (ил. 170), повседневная жизнь людей (ил. 171), пейзажи (ил. 172), натюрморты (ил. 173). В 1890-е гг. Вюйяр создал четыре панно (ил. 174, ил. 175) для украшения библиотеки в доме своего друга – доктора Л.-А. Вакеса, мастерски вписав их в интерьер.
Пьер Боннар (1867–1947 гг.) (ил. 176) испытал сильно влияние японской гравюры, неслучайно друзья называли его «японствующим наби». Он писал интерьеры (ил. 177), пейзажи (ил. 178), бытовые сценки (ил. 179), натюрморты (ил. 180). Боннар считается одним из самых тонких колористов своего времени.
В начале XX в. группа «Наби» распалась. Каждый из ее участников пошел своим путем.