РУБРИКАТОР

Советское искусство

Живопись

Неофициальное искусство

В СССР параллельно с официальным искусством существовало неофициальное, не признававшее каноны соцреализма и не пользовавшееся поддержкой государства. Впервые его мастера заявили о себе на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов (ил. 144), проходившем в Москве в 1957 г. В рамках фестиваля работала международная мастерская искусств во главе с мексиканским живописцем Д. Сикейросом, которая наградила художника Анатолия Зверева (ил. 145) золотой медалью. Оскар Рабин (ил. 146) получил почетный диплом, а скульптор Эрнст Неизвестный (ил. 147) удостоился 2-й и 3-й премий.

Анатолий Тимофеевич Зверев (ил. 148, ил. 149) принадлежал к числу самых ярких мастеров неофициального искусства. Самоучка, изгнанный из художественного училища, он поражал необычной манерой работы. Рассказывают, что, когда на Всемирном фестивале был объявлен художественный конкурс, на него явился человек в стоптанных башмаках и в мешковатом пиджаке. Это был Анатолий Зверев. Он разложил холст, сделал несколько взмахов кисти, и появилась картина, за которую жюри присудило ему главную награду. Работы Зверева (ил. 150, ил. 151, ил. 152) мало напоминали произведения советских художников, поэтому в СССР его не признавали. За пределами страны, наоборот, Зверева высоко ценили. За рубежом при жизни мастера состоялись 34 его выставки.

Непризнанным художникам было легче выжить, объединяясь в группы. В середине 1950-х гг. возникла Лианозовская группа (ил. 153). Один из ее лидеров, Оскар Яковлевич Рабин (ил. 154), жил в районе Лианозово, на северной окраине Москвы. Отсюда произошло название.

Лианозовцы не приукрашивали советскую действительность, как это делали многие представители официального искусства. Например, главной темой в творчестве Рабина стали убогие городские дворы, бараки (ил. 155, ил. 156), пьянство и другие негативные явления советской жизни (ил. 157, ил. 158, ил. 159).

Рабин был одним из участников печально знаменитой «бульдозерной выставки» (ил. 160).

В СССР с Запада пришло кинетическое искусство. В 1962 г. в Москве возникла группа кинетистов «Движение». Ее участники написали «Манифест русских кинетистов» (ил. 161). В основе кинетического искусства (от греч. kinetikos – приводящий в движение) лежит идея движения, причем не просто перемещение объекта в пространстве, а любое его изменение. Кинетизм связан с таким направлением в западном искусстве, как оп-арт (см. часть I, главу 2), который используют различные зрительные иллюзии. Наглядным примером тому может служить спираль (ил. 162, ил. 163), вызывающая ощущение движения.

Один из видных отечественных кинетистов – Франсиско Инфантэ-Арана (ил. 164). Он нередко прибегает к созданию инсталляций, в том числе на природе (ил. 165, ил. 166).

В 1960-е гг. в Москве сформировалось еще одно художественное направление, ранее получившее распространение на Западе, – концептуальное искусство. Одним из его лидеров был Илья Иосифович Кабаков (ил. 167), мастер сложных инсталляций (ил. 168). В 1991 г. в Национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже Кабаков показал инсталляцию «Коммунальная кухня» (ил. 169, ил. 170, ил. 171). Она представляла собой помещение с фрагментами стен грязного цвета, вдоль которых стояли столы с посудой.

Особое значение для концептуалистов имеет печатный или рукописный текст (ил. 172), который приравнивается к изображению.

Если концептуальное и кинетическое искусство пришло к нам с Запада, то соц-арт (буквально: социалистическое искусство, от англ. art – искусство) зародился на отечественной почве в 1972 г. Его создателями были московские художники Виталий Анатольевич Комар и Александр Данилович Меламид (ил. 173).

Представители соц-арта первыми стали в своих картинах использовать коммунистические символы и лозунги, иронически обыгрывая, пародирую, развенчивая их (ил. 174, ил. 175, ил. 176, ил. 177). На картине Г.Д. Брускина «Фундаментальный лексикон» (ил. 178) жизнь советского общества представлена в виде множества разных социальных типажей: колхозница со снопом, пионер с барабаном, октябренок со звездочкой, девушка с веслом и т.д. Все они хорошо знакомы по искусству социалистического реализма (ил. 179).

Одним из самых даровитых скульпторов, примыкавших к неофициальному искусству, был Эрнст Иосифович Неизвестный (ил. 180). Он прошел Великую Отечественную войну, едва выжил после тяжелого ранения. Демобилизовавшись, окончил Московский художественный институт им. В.И. Сурикова. Одна из работ Неизвестного, выполненная на третьем курсе, была приобретена Третьяковской галереей, а работа пятого курса выдвинута на Сталинскую премию и куплена Русским музеем.

Участвуя в знаменитой Манежной выставке 1962 г. (ил. 181), Неизвестный единственный из представителей неофициального искусства осмелился вступить в спор с Н.С. Хрущевым (ил. 182). После этого его работы нескольких лет нигде не выставляли. Однако это не помешало скульптору впоследствии создать надгробный памятник Хрущеву (ил. 183).

В 1971 г. Неизвестный победил на конкурсе проектов монумента в честь открытия Асуанской плотины в Египте, построенной при содействии СССР. Его 75-метровый «Цветок лотоса» (другое название «Дружба народов», ил. 184) до сих пор воспринимается как символ дружбы двух стран. Эрнст Иосифович много занимался монументальной скульптурой (ил. 185), оформлял фасады и интерьеры общественных зданий (ил. 186). Делом всей жизни Неизвестный считал создание архитектурно-скульптурной композиции «Древо жизни». Замысел удалось осуществить лишь частично (ил. 187, ил. 188).

В Магадане по проекту Неизвестного установлен памятник жертвам сталинских репрессий – «Маска скорби» (ил. 189, ил. 190, ил. 191). Скульптор является автором статуэтки телевизионной премии «ТЭФИ» (ил. 192). Прообразом для нее послужила статуя Орфея (ил. 193).

Другим талантливым мастером скульптуры был Вадим Абрамович Сидур (ил. 194). Образы, созданные им, предельно лаконичны и вместе с тем необычайно выразительны. Характерны их названия: «Формула скорби» (ил. 195), «Взывающий» (ил. 196), «Памятник погибшим от насилия» (ил. 197). Одна из скульптур Сидура, «Раненый» (ил. 198), по сути дела является его автопортретом времен войны. В Москве по проекту Сидура (уже после его смерти) был установлен «Памятник воинам-москвичам, погибшим в Афганистане» (ил. 199). Прообразом для него послужил «Памятник оставшимся без погребения» (ил. 200).

Сидур одним из первых среди отечественных скульпторов стал разрушать сложившиеся эстетические нормы в изобразительном искусстве. Он создал особый вид скульптуры – гроб-арт (ил. 201). Материалом для нее служили канализационные трубы, пружины автомобильных амортизаторов, куклы, из которых скульптор создавал человекообразные формы, уложенные в ящики, напоминающие гробы.

В 1970-е гг. за портрет А.И. Солженицына Сидура исключили из КПСС. В Советском Союзе ему перестали давать заказы. Скульптор умер, так и не дождавшись признания на родине.