В екатерининское время в России появилась блестящая плеяда отечественных мастеров скульптуры, ведущее место среди которых занимал Федот Иванович Шубин (1740–1805 гг.) (ил. 29). Он родился вблизи города Холмогоры в семье крестьянина-помора, занимался косторезным ремеслом. В 1759 г. Шубин отправился в Петербург, где поступил в Академию художеств, а после ее окончания продолжил образование в Париже и в Риме.
Первая же работа Шубина, выполненная им по возвращении на родину, бюст князя А.М. Голицына (ил. 30), привлекла к себе всеобщее внимание. Скульптор сумел передать надменный характер вельможи: приподнятый подбородок, презрительно выпяченная нижняя губа, взгляд «свысока».
Не менее талантливо выполнена другая работа Шубина – бюст графини М.Р. Паниной (ил. 31).
В 1790 г. Шубин закончил статую «Екатерина II – законодательница» (ил. 32), созданную под впечатлением одноименной картины Д.Г. Левицкого (ил. 33) (см. раздел «Живопись»). Скульптор представил Екатерину в образе просвещенной монархини, щедрой и справедливой.
Иначе трактован Шубиным образ его земляка М.В. Ломоносова (ил. 34). Он лишен какой-либо парадности и официальности. Ученый изображен без парика, с застывшей на лице улыбкой и взглядом, устремленным в пространство.
Одной из последних работ Шубина стал бюст Павла I (ил. 35). Красота атрибутов императорского портрета – горделивая поза, горностаевая мантия, награды на груди – контрастирует с уродливой внешностью Павла (ил. 36).