РУБРИКАТОР

Искусство западной Европы и США второй половины XIX века

Искусство Франции второй половины XIX века

Живопись

Мане Эдуард

Эдуард Мане (1832–1883 гг.) (ил. 44) принадлежит к числу крупнейших мастеров французской живописи XIX в. Он родился в Париже в семье чиновника-юриста (ил. 45). Несмотря на противодействие отца, Мане выбрал профессию художника. Учился у частного преподавателя, но наибольшие познания получил в Лувре, изучая старых мастеров, а также во время поездок по Италии, Голландии, Германии.

Первые работы, созданные Мане (ил. 46, ил. 47), были отвергнуты официальным Салоном. В 1863 г. художник принял участие в работе Салона отверженных*, где показал картину «Завтрак на траве» (ил. 48), вдохновленную «Сельским концертом» Тициана (ил. 49) и ставшую его программным произведением.

В 1865 г. Мане был допущен на ежегодный Салон с картиной «Олимпия» (ил. 50), навеянной «Венерой Урбинской» Тициана (ил. 51). Работа вызвала громкий скандал. Критики признали ее непристойной и вульгарной. Один из немногих, кто безоговорочно поддержал художника, был писатель Э. Золя (ил. 52).

В 1866 г. Мане написал простую и вместе с тем прекрасную картину – «Флейтист» (ил. 53). Откликом на события современности стала картина «Казнь императора Максимилиана» (ил. 54).

В конце жизни к Мане пришло признание. Его картины стали охотно выставлять в Салоне, художника наградили орденом Почетного легиона. За год до смерти он написал одну из лучших своих работ – «Бар в “Фоли-Бержер”» (ил. 55).

Мане оказал большое влияние на творчество импрессионистов, со многими из которых дружил.

__________________________________________________________________________________________________

*В 1863 г. Салон отверг так много работ художников, что по инициативе Наполеона III была устроена их альтернативная выставка, получившая название Салон отверженных и имевшая скандальный успех. Среди участников выставки были К. Мане, К. Писсаро, П. Сезанн, А. Фантен-Латур.