РУБРИКАТОР

Искусство России первой трети XX века

Живопись

Аналитическое искусство

Одним из самых оригинальных направлений русского авангарда было аналитическое искусство. Его создатель Павел Николаевич Филонов (1881–1941 гг.) (ил. 178) родился в бедной крестьянской семье. С большим трудом он поступил в Академию художеств, но вскоре был отчислен из нее за смелые эксперименты в искусстве.

Накануне Первой мировой войны Филонов сформулировал основные положения аналитического искусства. Павел Николаевич считал, что художник обладает двумя видами зрения – «глазом видящим» и «глазом знающим». «Глаз видящий» воспринимает только внешнюю форму предмета, а «знающий» видит скрытое внутреннее движение атомов. По Филонову, художник должен уподобиться ученому и воспроизводить не только видимые формы вещей, а вскрывать и показывать их внутреннее устройство и жизнь (ил. 179). В этом заключалась суть аналитического искусства, в котором важное место занимал анализ.

Одним из главных положений аналитического искусства Филонов считал «принцип сделанности» картины. Художник призывал: «Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи прорабатываемый цвет в каждый атом...» Вот почему сложные композиции его картин складываются из мозаики тысяч цветных «атомов»: «Пир королей» (ил. 180), «Формула пролетариата» (ил. 181), «Корабли» (ил. 182).

В декабре 1941 г. Филонов погиб от голода в блокадном Ленинграде. Его картины и рисунки сестра художника (ил. 183) передала в Русский музей.