РУБРИКАТОР

Искусство зарубежных стран XX века

Архитектура первой половины XX века

Введение

 

Модерн. На рубеже XIX–XX вв. в архитектуре на смену историческим стилям (см. диск «Художественная культура XIX века в иллюстрациях») пришел модерн (от франц. moderne – современный). В разных странах этот стиль назывался по-разному: во Франции – ар-нуво (франц. artnouveau – «новое искусство»), в Германии – югендстиль (от нем. Jugend– «молодой»), в Австрии – «стиль Сецессион».

Модерн преодолел влияния ордера и создал своеобразный архитектурный декор (ил. 16). Для этого стиля характерны изогнутые линии и неровные плоскости (ил. 17). Фасады зданий часто лишены симметрии (ил. 18). Модерн стремился к синтезу искусств, поэтому его постройки богато украшены живописью (ил. 19) и лепниной (ил. 20).

Архитекторы модерна широко использовали железобетон (ил. 21), металл (ил. 22), керамику (ил. 23), стекло (ил. 24), причем старались придать этим материалам нехарактерные им качества: железу – вязкость, камню – текучесть. Большое внимание в модерне уделялось отделке интерьеров (ил. 25, ил. 26).

Модерн – универсальный художественный стиль, проявивший себя помимо архитектуры в живописи и графике (см. раздел «Живопись»), а также в декоративно-прикладном искусстве (ил. 27, ил. 28, ил. 29).