РУБРИКАТОР

Искусство России второй половины XIX века

Живопись

Врубель М. А.

Михаил Александрович Врубель (1856–1910 гг.) (ил. 146) родился в Сибири, в Омске, где его отец служил военным юристом. Врубель окончил юридический факультет Петербургского университета, недолго прослужил в Военно-судном управлении, а затем поступил в Академию художеств.

Важную роль в жизни Врубеля сыграл Мамонтовский художественный кружок. В 1896 г. при содействии С.И. Мамонтова художник показал на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде панно «Принцесса Грёза» (ил. 147), керамическое повторение которого впоследствии украсило московскую гостиницу «Метрополь» (ил. 148). В Мамонтовской опере Врубель познакомился со своей будущей женой певицей Н.И. Забелой (ил. 149), чей образ он воплотил в картине «Царевна Лебедь» (ил. 150).

Михаил Александрович обращался преимущественно к фольклорным, мифологическим темам (ил. 151, ил. 152). Его серьезно занимал образ Демона – мятежного духа, отверженного, одинокого существа. Художник воспроизвел его в разных ипостасях – «Демон сидящий» (ил. 153), «Демон летящий» (ил. 154), «Демон поверженный» (ил. 155).

В творчестве Врубеля проявились черты символизма и модерна (ил. 156, ил. 157).

Художнику была присуща особая манера изображения: в рисунке резкий, ломающийся штрих (ил. 158), а в живописи – расчленение формы на множество пересекающихся граней и плоскостей, мозаичный мазок (ил. 159, ил. 160).

В 1902 г. у Врубеля проявились первые признаки психического расстройства. Несколько раз художник ложился в клинику. В 1906 г. Михаил Александрович (ил. 161) написал свою последнюю картину и полностью ослеп. Через четыре года Врубель скончался.