РУБРИКАТОР

Искусство России XVIII века

Архитектура

Елизаветинское барокко

Елизаветинское барокко. В XVIII в. из Западной Европы в Россию пришел стиль барокко. Крупнейшим мастером русского барокко считается Франческо Бартоломео Растрелли (1700–1771 гг.) (ил. 49). Итальянец по происхождению, он в 1716 г. вместе со своим отцом, известным скульптором петровского времени (см. раздел «Скульптура»), приехал в Россию.

В Царском Селе (ил. 50, ил. 51, ил. 52) архитектор построил для императрицы Елизаветы Петровны (ил. 53) дворец, известный под названием Большой Екатерининский (ил. 54, ил. 55, ил. 56). Перед одним его фасадом устроен партер (ил. 57), перед другим – полукруглый парадный двор (ил. 58), в которые ведут нарядные ворота (ил. 59). Голубые стены дворца украшают белоснежные колонны, пилястры, скульптура (ил. 60).

Интерьеры Большого Екатерининского поражают пышностью и богатством. Особой роскошью отличается Тронный зал (ил. 61, ил. 62). После завершения строительства в Царскосельский дворец из Зимнего перенесли Янтарную комнату (ил. 63, ил. 64, ил. 65).

В Екатерининском парке Растрелли возвел несколько нарядных павильонов (ил. 66, ил. 67, ил. 68).  

В Петербурге Растрелли построил для Елизаветы Петровны новый Зимний дворец (ил. 69, ил. 70). В плане он представляет собой замкнутый прямоугольник (ил. 71, ил. 72). Со стороны Дворцовой площади устроен трехарочный проезд (ил. 73), ведущий в просторный внутренний двор (ил. 74), где находится парадный вход во дворец. Через него гости попадали в колонную галерею (ил. 75), которая вела к самой красивой лестнице дворца – Иорданской (ил. 76), устроенной в высоту всего здания.

По заказу императрицы за городом, на излучине Невы, на месте бывшего корабельного смоляного двора Растрелли построил Воскресенский женский монастырь, известный больше как Смольный (ил. 77, ил. 78). В центре монастыря стоит собор (ил. 79, ил. 80) – один из самых красивых в Петербурге. Его фасады (ил. 81) украшают колонны, пилястры, лепнина, причудливые оконные наличники – все в стиле барокко.

Особое место в русской архитектуре XVIII в. занимает итальянец Антонио Ринальди (1709–1794 гг.) (ил. 82). В его творчестве ярко проявились черты стиля рококо. Под Петербургом, в императорской усадьбе Ораниенбаум, Ринальди построил несколько зданий. Среди них – Китайский дворец (ил. 83), интерьеры которого архитектор оформил в стиле рококо (ил. 84, ил. 85, ил. 86). Рядом Ринальди возвел нарядный павильон Катальной горки (ил. 87, ил. 88, ил. 89), увенчанный куполом в виде колокола.

В Петербурге Ринальди построил для графа Г.Г. Орлова (ил. 90) Мраморный дворец (ил. 91, ил. 92), который снаружи и внутри отделан разными сортами мрамора (ил. 93, ил. 94).