Ювелирное искусство. В домонгольскую эпоху русские мастера владели разнообразными ювелирными техниками, о чем свидетельствуют бармы из Рязанского клада (ил. 1). Это драгоценное оплечье в Средние века служило символом княжеской власти. Изображения святых (ил. 2) на бармах выполнены в технике перегородчатой эмали, а окружающий их ажурный орнамент – в технике скани.
Распространенными женскими украшениями на Руси были колты (ил. 3) – подвески к головному убору. Колт из Тверского клада (ил. 4) имеет вид шестиконечной звезды, лучи которой покрывают 5000 миниатюрных шариков – техника зерни.
В Новгородском музее-заповеднике хранится серебряный кратир мастера Косты (ил. 5) – его имя вырезано на поддоне. Сосуд имеет сложную восьмигранную форму и украшен изящными S-образными ручками. Его стенки покрывают чеканные изображения святых и орнаменты.
В середине XII в. князь Юрий Долгорукий вложил в построенный им Спасский собор города Переславля-Залесского позолоченный серебряный потир (ил. 6). На его чаше вырезано изображение святого Георгия – христианского покровителя князя.
Монголо-татарское нашествие надолго прервало производство на Руси эмали, скани, зерни. Но к XVI столетию русское ювелирное искусство возродилось. Иван Грозный любил богатство и роскошь (ил. 7). В день свадьбы он подарил своей невесте черкесской княжне Марии Темрюковне золотое блюдо (ил. 8), украшенное орнаментами и надписями, выполненными в технике черни.
После присоединения Казанского ханства московские мастера изготовили для царя золотой венец – «шапку Казанскую» (ил. 9). Его верх украсили ажурные кокошники и цветные драгоценные камни.
В 1571 г. Иван Грозный вложил в Благовещенский собор Кремля Евангелие, одетое в редкий по красоте золотой оклад (ил. 10), украшенный разнообразными ювелирными техниками.
После смерти царя Федора Иоанновича его вдова Ирина Годунова вложила в Архангельский собор Кремля «на помин души» мужа несколько золотых изделий. Среди них – потир (ил. 11) и кадило (ил. 12). По форме кадило напоминает одноглавый храм, стенки которого покрывают изображения апостолов и святых, выполненные чернью.
На ХVII в. пришелся расцвет русского ювелирного искусства. Изделия этого времени отличаются пышностью и многоцветием. Вдова видного государственного деятеля боярина Морозова вложила в один из кремлевских монастырей «на помин души» мужа золотой потир (ил. 13). Вся его поверхность покрыта цветными эмалями. По стилю близка потиру золотая чаша (ил. 14), подаренная патриархом Никоном царю Алексею Михайловичу.
В ХVII в. кремлевскими мастерами для иконы «Владимирская Богоматерь» был изготовлен золотой оклад (ил. 15), верхнее поле которого сплошь покрыто драгоценными камнями и жемчугом.
В XVII столетии мастера-ювелиры проявляют большой интерес к окружающему их земному миру. В 1678 г. мастера Оружейной палаты по царскому заказу изготовили золотой оклад Евангелия (ил. 16). Изображенных на нем евангелистов окружает богатый интерьер (ил. 17): узорчатая плитка на полах, разнообразная мебель, колонны.
Костюм. В Средние века мужчины на Руси носили рубахи и порты (ил. 18, ил. 19). Верхней одеждой им служил кафтан (ил. 20). Знать носила ферязь (ил. 21) – кафтан с очень длинными рукавами и высоким стоячим воротником – козырем (ил. 22).
Лучшей зимней одеждой считалась шуба (ил. 23). Знать предпочитала шубы лисьи, писцовые, собольи, которые шили мехом внутрь, а сверху покрывали нарядной тканью (ил. 24).
Средневековая русская одежда не имела карманов. Все нужное носили на поясе. Считалось, что пояс оберегает от нечистой силы. Сорвать пояс с человека значило жестоко оскорбить его (ил. 25).
Из обуви крестьяне носили лапти (ил. 26, ил. 27). Горожане предпочитали сапоги(ил. 28). Знать щеголяла в цветных сапогах, расшитых жемчугом (ил. 29).
В допетровское время мужчины бород не брили (ил. 30). Волосы стричь не возбранялось (ил. 31). Головными уборами знатных людей служили высокие горлатные шапки (ил. 32).
Самый богатый костюм носили царь (ил. 33) и патриарх (ил. 34). Парадной одеждой патриарха был саккос (ил. 35). Его изготавливали из дорогой ткани (алтабаса или аксамита), вышивали серебряной и золотой нитью, украшали жемчугом и драгоценными камнями (ил. 36).
В Средние века на Руси ценились женщины высокие и полные. Нижней женской одеждой была длинная рубаха, а верхней – сарафан (ил. 37), вошедший в моду в XVII в. Знатные женщины носили летник, имевший очень широкие рукава (ил. 38).
Девушкам головным убором служил венец (ил. 39), оставлявший волосы (косу) открытыми. Замужняя женщина носила кику (ил. 40) – небольшую шапочку, полностью скрывавшую волосы (ил. 41).
Особую роль в украшении средневекового костюма (ил. 42), как мужского, так и женского, играли пуговицы (ил. 43).
Средневековое оружие. Средневековое оружие подразделяется на холодное, метальное, огнестрельное и защитный доспех (ил. 44). Самым распространенным видом доспеха была кольчуга (ил. 45) – рубаха, сплетенная из металлических колец, количество которых доходило до 20 тыс., а общий вес до17 кг. Помимо кольчужного воины использовали кольчато-пластинчатый доспех. Его разновидностями были юшман (ил. 46) с немногими крупными металлическими пластинам и бахтерец (ил. 47), имевший несколько сотен мелких пластин, заходивших одна на другую. Царь носил парадный доспех – зерцало, составленный из больших пластин, отполированных до зеркального блеска (ил. 48).
Голову воина защищал шлем. Шлем с остроконечным верхом назывался шишак (ил. 49). Для защиты шеи к шлему нередко подвешивали кольчужную сетку – бармицу (ил. 50). Парадный царский шлем отличался богатым убранством (ил. 51, ил. 52).
Воины Киевской Руси пользовались большими миндалевидными щитами (ил. 53). Позже на вооружение были взяты круглые татарские щиты (ил. 54), позволявшие успешно сражаться как в пешем, так и в конном строю.
Основным холодным оружием воина домонгольской Руси служил меч (ил. 55). В XV в. он был вытеснен саблей (ил. 56). В XVII в. в состав царских регалий были включены государственный щит и государственный меч (ил. 57).
Оружием средневековых воинов, как пеших, так и конных, было копье (ил. 58). Разновидностью копья считается рогатина, имевшая широкий длинный наконечник – рожон (ил. 59). С рогатиной ходили охотиться на медведя (ил. 60).
В Средние века сражение обычно начиналось обстрелом противника из луков (ил. 61). Хранили лук в особом футляре – налуче, а стрелы – в колчане. Весь этот комплект назывался саадак или саадачный прибор (ил. 62).
В XIV в. на Руси появилось огнестрельное оружие, а спустя полтора столетия Иван Грозный создал стрелецкое войско (ил. 63), вооруженное пищалями (ил. 64) – ружьями с кремнёвым замком (ил. 65).