РУБРИКАТОР

Искусство западной Европы первой половины XIX века

Искусство Германии первой половины XIX века

Самым ярким явлением немецкой живописи первой половины XIX в. были назарейцы*– группа немецких и австрийских художников: И.Ф. Овербек (ил. 1), П.Й. Корнелиус (ил. 2), Ф. Пфорр (ил. 3), Ю.К. Карольсфельд и другие. В 1809 г. некоторые из них обучались в Венской академии художеств и создали «Союз святого Луки» (со времен Средневековья евангелист Лука считался покровителем художников). В 1810 г. юноши перебрались в Рим и заняли пустовавший монастырь Сан-Исидоро, где зажили единой художественной артелью.

Назарейцы писали полотна на религиозные (ил. 4, ил. 5), мифологические (ил. 6) и исторические сюжеты (ил. 7), стилизованные под итальянское искусство XV в. (ил. 8, ил. 9, ил. 11), прежде всего Рафаэля (ил. 10, ил. 12, ил. 13).

Высшей формой живописи назарейцы считали фреску. В 1816–1817 гг. они расписали фресками дом прусского консула в Риме Я. Бартольди (ил. 14, ил. 15, ил. 16, ил. 17), стоявший рядом с монастырем. Темой росписи стала история библейского Иосифа.

Назарейцы занимались также графикой (ил. 18), где примером для них служил Дюрер (ил. 19).

Творчество назарейцев оказало сильное влияние на историческую живопись XIX в. Они предвосхитили прерафаэлитов в Англии, сказались на творчестве раннего А.А. Иванова (см. часть I, главу 3 и часть II, главу 3).

__________________________________________________________________________________________________

*Название «назарейцы» произошло от города Назарета, где Иисус Христос провел свое детство и юность. Это прозвище они получили во время их жизни в пустом монастыре в Риме.