РУБРИКАТОР

Искусство России первой трети XX века

Архитектура

Шехтель Ф. О.

Крупнейшим представителем московского модерна был Федор Осипович Шехтель (1859–1926 гг.) (ил. 9). Он родился в Петербурге в купеческой семье, предки которой в XVIII в. переселились из Германии в Россию. Юношей Федор поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества (ил. 10), однако не окончил его.

Став архитектором, Шехтель не сразу пришел к модерну. Одна из первых его построек, особняк С.Т. Морозова (ил. 11, ил. 12), представляет собой вариацию на тему готики. Здание напоминает средневековый замок: башнеобразные формы, стрельчатые окна, характерные для готики скульптурные украшения и орнаменты.

С большим вкусом Шехтель оформил интерьеры особняка (ил. 13, ил. 14). К этой работе он привлек М.А. Врубеля, который создал для его залов несколько скульптур и живописных панно (ил. 15).

Выдающимся памятником московского модерна является построенный Шехтелем особняк С.П. Рябушинского (ил. 16, ил. 17). По верху стены тянется мозаичное панно с изображением цветов ириса (ил. 18). Разнообразны формы окон, причудлив рисунок оконных переплетов (ил. 19).

Особое внимание Шехтель уделил отделке интерьеров. Центральное место внутри здания занимает каменная парадная лестница (ил. 20), по форме напоминающая морскую волну, на гребне которой установлен светильник в виде медузы (ил. 21). Бронзовые ручки дверей прихожей напоминают по форме бабочку (ил. 22). Колонну, поставленную на лестничной площадке второго этажа, зодчий украсил капителью с изображением ящериц (ил. 23).

Обращение к средневековой русской архитектуре дало отдельное стилизаторское течение внутри модерна, получившее название неорусский стиль. Его ярким образцом может служить здание Ярославского вокзала (ил. 24, ил. 25), построенное Шехтелем. В архитектуре вокзала использованы мотивы средневекового русского зодчества: фасады здания украшают майоликовые панно в духе старинных изразцов (ил. 26, ил. 27), а высокая башня, увенчанная шатром, напоминает кремлевскую.